Идея компенсации расходов на переезд работника в другой регион не нова. В статье 169 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя возмещать расходы при переезде работника в другую местность. В настоящий момент работодатель обязан возмещать расходы по переезду работника и членов его семьи, а также расходы по обустройству на новом месте жительства. В соответствии с указанной статьей конкретный порядок может устанавливаться постановлением правительства в отношении государственных служащих, а также работников государственных внебюджетных фондов и учреждений. Сегодня приняты постановления правительства РФ в отношении сотрудников Следственного комитета и государственных гражданских служащих. В отношении других работников действует Постановление Совмина СССР от 15 июля 1981 г. N 677 "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность". Так, применяя статью 169 ТК РФ в одном из дел, суд решил, что все расходы, связанные с переездом работника в другую местность, должны быть возмещены работодателем, в том числе расходы по найму жилого помещения (Апелляционное определение Московского городского суда от 4 марта 2014 г. по делу N 33-4632). Эта статья применяется только в связи с переводом действующего сотрудника в другую местность. Правила не применяются, если на момент переезда между работодателем и гражданином отсутствовали трудовые отношения. Отсутствие обилия судебных споров по этой статье свидетельствует о том, что она редко применяется, следовательно, не является достаточным стимулом к трудовой миграции. Расходы, предусмотренные статьей 169 ТК РФ, работодателям возмещаться не будут.
Какие же расходы подлежат возмещению? Инициатива связана с внесением изменений в Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения трудовой мобильности граждан РФ и предусматривает компенсацию совершенно иных расходов. В каждом регионе будет существовать программа повышения мобильности трудовых ресурсов. Органы субъектов РФ будут отбирать под эту программу инвестиционные проекты по критериям, установленным этой программой. Правительство РФ будет устанавливать регионы, которые нуждаются в привлечении трудовых ресурсов, и осуществлять их поддержку.
Работодатели, которые стали участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключат с исполнительными органами соглашение, которым будут предусматриваться меры поддержки работников и порядок компенсации расходов работодателя. Затем такие работодатели должны будут заключить с работником из другого региона РФ трудовой договор на срок не менее трех лет и только впоследствии работодателю выдается сертификат, который будет подтверждать объем компенсации со стороны государства. Сами же деньги работодатель получит не ранее чем через три месяца с момента заключения трудового договора при условии выплаты всех необходимых налогов и взносов в отношении работника.
Можно сделать вывод, что эти программы будут "не для всех". На наш взгляд, малый бизнес на подобного рода компенсации может не рассчитывать. Что касается крупного и среднего бизнеса, то им придется пройти сначала проверку на соответствие интересам регионов и условиям региональной программы, затем пригласить нужного сотрудника из другого региона, а потом еще и отчитаться за расходование полученных денежных средств. При этом обязательства возместить расходы на переезд работодатель берет на себя при заключении трудового договора, а ведь сотрудник может даже не пройти испытательный срок, что является определенным риском для работодателя, потому что государство возмещает расходы только спустя три месяца. При этом есть риск и для работника, который при расторжении договора без уважительных причин, не отработав три года, должен будет вернуть компенсацию в полном объеме работодателю.
В соответствии с изменениями в законодательство органы субъектов и органы местного самоуправления получат право самостоятельно утверждать свои программы повышения трудовой мобильности. В этом случае возможно установление иных компенсаций и выгод для работодателей, которые содействуют трудовой мобильности населения. Сложность процедур может быть обоснована страхом государства перед злоупотреблениями недобросовестных работодателей, которые могут нанять фиктивных работников или "мертвых душ" для получения компенсаций несуществующих затрат. Отбор работодателей и проектов на уровне субъектов призван свести риск государства к минимуму.
Также в соответствии с инициативой правительства РФ будет создана всероссийская база вакансий. Эта мера существенно упростит поиск работы. Более того, устраиваясь на работу в другом регионе, человек будет знать, что ему компенсируют расходы на переезд и помогут освоиться на новом месте. Несомненно, это инициатива, которая заслуживает поддержки, одобрения и позволяет смотреть на нее с оптимизмом.
В общем и целом, на наш взгляд, различные программы повышения трудовой мобильности, гарантии, компенсации и льготы работодателям, которые привлекают работников из других регионов, будут являться хорошим стимулом для бизнеса. Успех этих мер заключается в информировании российского сообщества предпринимателей о них, установления адекватных критериев участия в программах, а также обеспечение прозрачности процедур и их доступности. Однако указанная инициатива правительства РФ - это лишь первый шаг. В дальнейшем меры по повышению трудовой мобильности должны сводиться не только к денежным компенсациям, но и, возможно, к налоговым льготам.