Кстати, табличка с ценой за проезд есть не в каждом "автобусе-призраке" - так их называют горожане. Сначала в салоне нельзя было найти ни одного документа, которые обычно вывешены в каждой маршрутке - ни схемы движения с опасными участками, ни телефонов контролирующих организаций. Опасаясь штрафов, водители сначала прятали даже вывеску с маршрутом. Теперь ездят без смущения.
- Сколько же проезд стоит? - спрашиваю у водителя огромного "МАНа". Прежде этот автобус курсировал по седьмому маршруту, сейчас - по 127-му. Такого в реестре нет, но он очень популярен, потому что длиннее "законного", тянется до пригородного поселка Северный.
Водитель, после длинной паузы бросает в ответ:
- 15 рублей. Как везде.
- Так написали бы, - не унимаюсь я. - А то вообще непонятно: это маршрутка или вы просто так людей катаете по городу? Никаких документов у вас нет… Зачем вам вообще платить?!
- Не хотите платить - выходите просто так, - слышу в ответ.
Несмотря на все эти "странности" и курящих водителей, управляющих автобусами без привычной горожанам униформы, большинство пассажиров даже не задумываются, кому и за что платят.
Перемены на рынке пассажирских перевозок в Белгороде начались не вчера. Городские власти решили оставить на маршрутах только транспорт, возраст которого не превышает десяти лет. Выполнить это требование смогли не все компании: в настоящее время пассажиров обслуживают лишь три перевозчика, один из которых - муниципальный. Закупив новые машины, эти компании выиграли конкурс, а владельцы старого автопарка остались в стороне, но мириться с этим не стали.
Впрочем, если бы нелегалы сами не вышли на маршруты, их стоило бы об этом попросить. Транспорта в городе не хватало - порой катастрофически. Жители спальных микрорайонов по 40 минут ждали троллейбусы под номерами 7 и 8 - с этих маршрутов убрали автобусы, и уехать от технологического университета в центр города и наоборот стало очень сложно.
- Мы ходили пешком, - возмущенно напоминает живущая в этой части города журналистка Марина Усенкова.
А когда на улицы вышли старые "МАНы", люди обрадовались и… поблагодарили власти, решив, что наконец-то мэрия позаботилась о них. Пусть эти автобусы выглядят не лучшим образом - обивка на сиденьях грязная или вовсе рваная, - зато на работу можно добраться вовремя.
Первый вице-мэр Белгорода Константин Полежаев таким принципом удивлен:
- Ну это же не автобусы, а чадящие сараи! У них двери могут не закрываться вообще. Как можно не думать о собственной безопасности?! Поверьте, если машине 40 лет, то технически исправной она быть не может.
Впрочем, чиновник понимает, что ждать, пока к остановке подойдут новые и красивые троллейбусы или автобусы, люди не хотят.
- Интервал между автобусами должен составлять семь минут, - отметил Константин Полежаев. - Таково условие конкурса на осуществление пассажирских перевозок.
В действительности этот график не выполняется, чем и пользуются нелегалы, "обгоняя" других перевозчиков. В результате те подходят к уже пустым остановкам.
Остановить "автобусы-призраки" пытаются уже несколько недель подряд. Специальная комиссия, в которую вошли чиновники и полицейские, вышла на улицы и начала проверку транспорта.
- Сейчас администрация города готовит заявление в суд о незаконной предпринимательской деятельности, и на основании его решения мы будем двигаться дальше, - заявил Константин Полежаев. - Когда мы закончим эту работу, сможем выровнять график движения всех автобусов. В городе уже проведено 50 рейдов. Было составлено 200 протоколов об административном правонарушении. Средняя сумма штрафа - 1800 рублей.
Чиновник отметил, что эту сумму должен уплатить водитель автобуса - все они зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Однако штраф для юридических лиц за такие нарушения может достигать полумиллиона рублей. Позже у нелегальных перевозчиков стали "отбирать" автобусы: буквально за несколько дней на штрафстоянке оказались более 50 машин. Однако горожане этого попросту не заметили - на маршруты вышли другие машины. Вполне возможно, что нелегалов не остановит даже такая суровая мера. По словам Константина Полежаева, ежедневно только муниципальный перевозчик теряет до 300 тысяч рублей.
В Твери около 350 человек, согласно оценкам полиции, провели выступление в защиту трамвая. К свободным от смен вагоновожатым и водителям троллейбусов присоединились неравнодушные жители города. Как выяснилось, за развитие электротранспорта выступают и предприниматели, занимающиеся автобусными перевозками. На акции их было не менее пятидесяти. "Мы за трамвай и за здоровую конкуренцию", - сообщил "РГ" председатель НП владельцев маршрутных такси Николай Маслов. Напомним, что гражданские выступления начались в Твери после того, как глава администрации города Юрий Тимофеев объявил о хронической убыточности трамвая и намерениях властей развивать автобусные и троллейбусные перевозки. Многие восприняли это как отказ от трамвая. Спустя несколько дней чиновник опроверг этот тезис, но ситуация остается противоречивой.