Особый характер встрече придавало то обстоятельство, что она состоялась на фоне наметившегося, пусть пока и очень скромного, прогресса в урегулировании украинского кризиса.
Это позволило участникам не только обмениваться привычными аргументами и контраргументами на тему "Кто виноват в событиях на Украине?", но и попытаться взглянуть на будущее отношений между Москвой и Брюсселем в контексте долгосрочных тенденций развития мировой политики. Дискуссия в Риме, при всем различии точек зрения ее участников, при сохранении общего негативного фона в отношениях между Брюсселем и Москвой, тем не менее позволяет, на мой взгляд, взглянуть в будущее этих отношений с осторожным оптимизмом. Для такого оптимизма есть несколько оснований.
Во-первых, для обеих сторон диалога было очевидно, что просто стереть Россию с политической, экономической, гуманитарной карты европейского континента невозможно. Попытки изолировать Москву, превратить ее в "государство-изгой" бесперспективны независимо от того, откуда они исходят. Более того, если бы Россию каким-то образом и удалось изолировать, подобная изоляция породила бы множество серьезнейших проблем для самого Европейского союза.
С другой стороны, и для России взаимодействие с Европейским союзом - не вопрос произвольного выбора, который можно при случае и пересмотреть. При всем значении других партнеров и других регионов мира страны Евросоюза занимают особое, уникальное место в системе российских внешнеполитических и внешнеэкономических связей, и эта ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем.
Во-вторых, в ходе обсуждения неоднократно звучала мысль о том, что тактические проблемы между Россией и Европейским союзом не должны заслонять стратегические задачи, стоящие перед обеими сторонами. И при всем значении острых текущих разногласий - в том числе и по проблемам Украины - мы не можем упускать из вида долгосрочные приоритеты обеих сторон: повышение конкурентоспособности Евросоюза в соревновании с Северной Америкой и Восточной Азией и социально-экономическую модернизацию России. Эти приоритеты сближают Москву и Брюссель, их взаимное понимание позволит по-другому подходить и к оценке нынешнего кризиса в отношениях, рассматривая его в более широкой исторической перспективе.
В-третьих, участники римской встречи практически единодушно высказались против того, чтобы фокусироваться на пережевывании абстрактной "теологии" наших отношений. Сегодня твердить о "разрыве ценностей", о "кризисе доверия", о "расколе цивилизаций" вряд ли продуктивно; гораздо важнее попытаться найти те конкретные, пусть даже и скромные, направления сотрудничества, где достигнутые ранее результаты можно не только сохранить, но и закрепить. Речь идет и об отдельных направлениях инициативы "Партнерства для модернизации", и о координации миграционных стратегий, и о совместной борьбе с терроризмом, и о противостоянии коррупции. На всех этих направлениях есть значительный наработанный опыт, имеющий безусловную ценность для наших отношений в будущем.
В ходе дискуссии была отмечена необходимость всемерного расширения гуманитарного сотрудничества между Россией и Европейским союзом. Это сотрудничество - одно из наиболее успешных и наименее противоречивых направлений развития отношений между Россией и Европейским союзом.
Сегодня, в условиях кризиса, особенно важно сохранять механизмы гуманитарного взаимодействия, особенно направленные на просвещение, образование и воспитание. В то же время поддержание гуманитарного сотрудничества - это инвестиция в будущее. Диалог, разнообразные контакты, сохранение связывающих обе стороны институтов и площадок взаимодействия существенно облегчат "перезагрузку" отношений, которая обязательно произойдет в перспективе.
Таким образом, необходимо вкладывать серьезные усилия в сохранение и поддержание по возможности большего числа форм, способов, практик и инструментов гуманитарного сотрудничества, то есть всего того, что уже было наработано в предыдущие годы. Важнейшей задачей является противодействие формированию новых стереотипов и предрассудков с обеих сторон, которые быстро формируются, но очень медленно и болезненно преодолеваются.
Наконец, поскольку политический кризис разворачивается преимущественно на уровне "высокой" политики, принципиальное значение приобретает децентрализация сотрудничества, сохранение и развитие его местного и регионального уровней.
Что же касается Украины, то неизбежное смещение кризиса из военно-политической в социально-экономическую плоскость объективно делает российско-европейское сотрудничество не только желательным, но жизненно необходимым для будущего украинского государства.
А это значит, что нужно создавать Контактную группу высокого уровня с участием России, ЕС и ведущих европейских государств, готовить "дорожные карты" по основным направлениям социального и экономического развития Украины, начинать серьезный диалог между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом относительно продвижения к единому экономическому пространству от Лиссабона до Владивостока.
И, конечно, нужно продолжать начавшийся в Риме содержательный и откровенный диалог российских и европейских экспертов - даже и в том случае, если по многим вопросам нам пока трудно прийти к единой точке зрения.