Заявки от участников принимаются до 17 ноября, их рассмотрят 24 ноября, итоги конкурса подведут 27 ноября. Максимальная стоимость контракта жизненного цикла составляет 133,144 млрд рублей, она включает в себя поставку вагонов в 2017-2019 годах и сумму сервисных платежей за обслуживание в течение 30 лет. Благодаря такой схеме метрополитен рассчитывает сэкономить порядка 15% расходов. Сейчас на сиреневой ветке метро курсируют самые старые вагоны - им 35-40 лет, однако, установленный для них производителем срок службы 50 лет еще не вышел. В метрополитене считают, что это слишком много для вагонов, поэтому эксплуатация нового подвижного состава снижена на 40%.
"Срок службы вагонов серии Еж (производства Метровагонмаша - Примечание "РГ"), установленный производителем, составляет 50 лет, опыт показал, что это слишком много, но раньше этого просто не понимали. Кое-какие детали уже не производят и сложно найти им замену", - сказал глава метрополитена Дмитрий Пегов.
Если победителем конкурса станет иностранная компания, то она переоборудует существующие депо под тип нового подвижного состава и будет обязана локализовать 70% производства в России к 1 февраля 2018 года. Контрактом предусмотрены штрафные санкции к поставщику, что обеспечит дополнительные гарантии надежности работы метрополитена, считает глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. В случае нарушения графика движения поездов в результате некачественно выполненного обслуживания штраф составит 420 тыс. рублей. В случае невыдачи одного состава на линию из-за нарушения нормативных сроков обслуживания штраф составит 1 млн 420 тыс. рублей. При системном дефекте, который в течение трех месяцев подряд приводит к отменам поездов, предусмотрены штрафные санкции в размере 169 млн рублей. При крушении или аварии, возникшей в результате некачественно выполненного обслуживания или производственного дефекта, цена штрафа составит 169 млн рублей.
По словам представителей метрополитена, в новом контракте учли возросшие требования пассажиров и опыт предыдущих поставок. В вагоне обязательно будет климат контроль, система очистки воздуха, Wi-Fi, сквозной проход, видеонаблюдение, расширенные дверные проемы, увеличенная ширина сидений, современные системы информирования и навигации, регулируемое светодиодное освещение, которое будет приглушаться на станциях и становиться ярче в тоннелях. Первый вагон подвижного состава будет адаптирован для инвалидов-колясочников, его оборудуют датчиками для регуляции высоты пола и специальным местом, где они смогут закрепить коляску.
Интересно также, что в управлении поездом повысится степень автоматизации. Дмитрий Пегов сравнил это с круиз-контролем на автомобиле: предусмотрен ручной режим управления поездом и полуавтоматический, когда машинист только начинает движение поезда, открывает и закрывает двери.
"Такое полуавтоматическое движение поезда применялось в Ласточках во время олимпиады на сочинском полигоне", - сказал глава подземки.
Подвижной состав разработают принципиально новый. Свои дизайн-проекты экстерьера поезда уже предоставили изъявившие желание принять участие в конкурсе Siemens совместно с Русскими машинами, Bombardier совместно с Уралвагонзаводом, испанская компания CAF с группой Синара, Hyundai, Shkoda и Метровагонмаш.
Напомню, до 2020 года метрополитен планирует закупить около 3 тыс. вагонов. Уже идут поставки вагонов на Тимирязевскую линию по контракту, заключенному в марте с Метровагонмашем (предусмотрена поставка 832 вагонов до 2017 года). А следующая партия новых вагонов со сквозным проходом в количестве 736 штук будет закуплена для Калужско-Рижской линии, но дата тендера еще не определена.