В чем суть будущего соглашения с "ОПОРОЙ России"?
Геннадий Дегтев: Власти Москвы заинтересованы в прямом диалоге с представителями малого и среднего бизнеса. Уверен, что соглашение с "ОПОРОЙ России" станет программой практических действий и будет способствовать продвижению инвестиционных проектов Москвы и расширению круга участников столичного рынка закупок. Нам необходимо понимать, насколько эффективно работают созданные инструменты привлечения инвестиций и каков уровень доверия к власти со стороны бизнес-сообщества.
Сегодня столичные власти предлагают субъектам малого предпринимательства прозрачный доступ к закупкам для нужд столицы в объеме не менее 100 млрд рублей в год. Участвуя в закупочных процедурах на общих основаниях, представители МСБ могут рассчитывать на 20 млрд рублей. Исполняя прямые нормы закона о контрактной системе, городские заказчики готовы закупить у малых предприятий на специализированных процедурах продукции на 30 млрд руб. Примерно в 40 млрд рублей оценивается объем средств, которые могут получить малые предприятия по договорам субподряда.
Какую работу проводит департамент по расширению возможностей для участия в торгах субъектов малого предпринимательства?
Геннадий Дегтев: Нами созданы инструменты, с помощью которых участие в торгах стало максимально прозрачным и удобным. Портал поставщиков правительства Москвы за полтора года своего существования стал крупнейшей площадкой госзакупок для субъектов МСП. С начала 2014 года сумма контрактов, заключенных субъектами малого предпринимательства на портале, составляет более 7,2 млрд рублей.
Сегодня важным направлением нашей работы является стандартизация закупок. Однотипные закупки должны иметь единые требования и правила, которые заказчик не может менять. Необходимо использовать только те объемные показатели и те характеристики, которые нужны ему для выполнения работ или оказания услуг. Бизнес должен заранее знать правила и понимать, какие требования к нему могут быть предъявлены. Стандартизация позволит сделать рынок закупок для нужд города Москвы более прозрачным.
В то же время властям важно знать мнение участников рынка закупок о том, какие сферы они считают критичными. Претензии часто предъявляются к техническому заданию заказчика, а также к выполнению работ после заключения контракта.
Почти год как столица перешла на систему электронных торгов по продаже имущества. Каковы результаты?
Геннадий Дегтев: Переход на электронные торги способствовал росту конкуренции и прозрачности процедур. Если на молоточных аукционах на один лот претендовали 5 участников, то сегодня - более 6. Благодаря цифровому формату торгов увеличилась доля состоявшихся торгов с 70 до 85%, а также доля превышения на торгах стартовой цены объектов недвижимости выросла с 26 до 36%. С января через электронные аукционы реализовано 169 объектов, по 300 объектам идет заявочная кампания. В первом квартале следующего года Москва планирует полностью перейти на систему электронных торгов.
Какие предложения сейчас есть у Москвы на рынке недвижимости?
Геннадий Дегтев: С начала этого года было реализовано 369 объектов из имущественной казны столицы. Общая сумма от реализации столичного имущества составила 38,7 млрд рублей. Самую большую сумму в бюджет Москвы принесла продажа имущества ГУП и ОАО - 28,8 млрд рублей. На 5,7 млрд рублей пополнился бюджет столицы за счет продажи пакетов акций. Нежилые помещения общей площадью 50 кв. м "ушли с молотка" на сумму в 3,2 млрд рублей. За 9 месяцев 2014 г. были реализованы земельные участки общей площадью 7,8 га на сумму 952 млн руб.
Анализируя в целом уровень конкуренции земельно-имущественных торгов в Москве, мы видим, что в 2011 году среднее количество участников на лот было 3,8, а сегодня около 6. При этом доля состоявшихся торгов увеличилась с 50% до 75%.
В столице заметно возрастает спрос на помещения малой площади. С чем это связано?
Геннадий Дегтев: Действительно, спрос на помещения малой площади значительно вырос. Конкуренция на небольших объектах площадью 20 кв. м бьет рекорды, по некоторым объектам превышение аукционной цены над стартовой составляет более 300%. На другие объекты малой площади претендовало от 7 до 9 покупателей, а превышение итоговой цены над стартовой достигало 165%. Например, на помещение в 12,3 кв. м на Ленинградском шоссе было подано 11 заявок, и от начальной цены в 1,035 млн рублей ушло с молотка за 5,124 млн рублей, что составило превышение в 395% от начальной цены лота. Повышенный интерес к малометражным объектам вызван растущей активностью малого и среднего бизнеса. Сокращение числа уличных палаток заставило МСБ обратить внимание на нежилые помещения небольшой площади, которые выставляет на продажу город. Предприниматели стремятся приобретать помещения в собственность для развития своего бизнеса, а не для сдачи в аренду. Приобретая помещения, они капитализируют свой бизнес, укрепляя позиции на рынке.
Существует ли какой-нибудь "черный список" недобросовестных участников торгов?
Геннадий Дегтев: Департамент сейчас разрабатывает реестр недобросовестных участников торгов по реализации городского имущества. Хотя это, возможно, не будет именно реестр, потому что это определение, скорее, юридическое. Точно могу сказать, что критериями для включения в реестр будут отказ или уклонение от заключения договора, нарушение принципа добросовестной конкуренции и неисполнение существенных условий договора.