Это своего рода ответ на другое письмо, с которым ранее ряд профсоюзных организаций Североуральского бокситового рудника (СУБР, структура ОК РУСАЛ) обратился к помощнику президента РФ Андрею Белоусову. Представители рудника попросили федеральные власти не поднимать железнодорожные тарифы более чем на 4,8 процента. Аргументация такова: поскольку расходы на транспортировку продукции СУБРа составляют существенную долю ее себестоимости, повышение тарифов "окажет значительное негативное влияние на рентабельность предприятия… приведет к сокращению инвестиций, социальных гарантий работникам" и т.д. Впрочем, как явствует из финансовой отчетности СУБРа, предприятие все последние годы было убыточным вне зависимости от изменения железнодорожных тарифов.
Комментируя обращение профсоюзов СУБРа, руководители Дорпрофсожа отмечают: "Известно, что Североуральск относится к числу проблемных моногородов Свердловской области. Экономика города и благосостояние его жителей напрямую зависят от положения дел на градообразующем предприятии. В данной ситуации объяснима попытка профсоюзных лидеров связать отрицательную рентабельность СУБРа с тарифной политикой ОАО "РЖД" и попытаться создать волну напряженности вокруг решения правительства по тарифам". Однако, считают в Дорпрофсоже, использовать профсоюзные организации для того, чтобы добиваться дотирования одних отраслей за счет других - в данном случае металлургической за счет железнодорожной - недопустимо.
Напомним, вопрос о повышении железнодорожных тарифов решался на уровне правительства РФ, в обсуждении принимали участие владельцы крупнейших российских компаний, которые согласились с расчетами ОАО "РЖД", составленными на основе межотраслевого баланса. Учитывая прошлогоднюю заморозку тарифа и инфляцию на уровне восьми процентов, нынешняя индексация на десять процентов - это в реальном выражении не рост, а даже снижение тарифа примерно на четыре процента. По подсчетам железнодорожников, транспортные затраты металлургов вырастут по отношению к текущему году не более чем на четыре процента при средней операционной рентабельности этой отрасли в 14 процентов, вдвое превышающей уровень рентабельности ОАО "РЖД". К слову, средний годовой рост цен на алюминий в 2014 году превысил в долларах пять процентов, так что как минимум эта разница могла бы быть направлена на сохранение рабочих мест и социальных выплат, средств улучшения условий труда металлургов.
Со своей стороны Российские железные дороги в результате заморозки грузовых тарифов в 2014 году недополучили более 90 миллиардов рублей. Компании пришлось ввести меры экономии фонда оплаты труда, режим неполного рабочего времени, сокращаются рабочие места, приостанавливаются программы модернизации инфраструктуры. Дальнейшая заморозка тарифов, а по сути - дотирование грузоотправителей за счет ОАО "РЖД", может усугубить ситуацию, привести к свертыванию ряда инвестиционных программ, в том числе на Свердловской железной дороге.
"Принятие решения об индексации тарифов обеспечит дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры, повышение пропускной способности магистралей, а следовательно, обеспечение необходимых условий для развития смежных отраслей промышленности региона", - говорится в письме за подписью председателя Дорпрофсожа Анатолия Гаращенко.
Железнодорожники обращают внимание губернатора Свердловской области на то, что СвЖД не только является основным перевозчиком промышленных грузов в регионе, но и крупнейшим налогоплательщиком и потребителем продукции свердловских предприятий транспортного машиностроения и металлургии, и призывают не допустить спекуляций вокруг решения правительства об индексации тарифов.