Московским памятником Жукову недовольны и некоторые военные. В неофициальных разговорах с представителями столичной власти они просят не просто заменить одну скульптуру на другую, а вовсе убрать ее с Манежа, поскольку она, по их мнению, мешает проведению ежегодного парада 9 Мая.
Комиссия по монументальному искусству Мосгордумы тем не менее рекомендовала оставить памятник маршалу на прежнем месте. "Памятник был установлен по указу президента Бориса Ельцина, он же определил место для этого памятника, то есть двинуть его куда-то может только президент, это памятник федерального значения. Кроме того, скульптура Жукова является памятником Кремля и охраняется ЮНЕСКО", - пояснил председатель комиссии Лев Лавренов. По его словам, процедура переноса помимо верховного решения требует согласования с авторами памятника.
"Снести", "передвинуть", "заменить" - три самых ходовых глагола, употребляемых активистами "комитетов", "советов", "обществ" по отношению к монументам различных эпох. Желание убрать кого-то с площади или вернуть на нее обычно мотивируется "зловещей" или "прогрессивной" ролью, которую сыграл в истории России тот или иной персонаж. А поскольку в нашем непредсказуемом прошлом "гении" регулярно обращаются в "злодеев" и наоборот, то с той же регулярностью раздаются призывы кого-то из них передвинуть с места на место, кого-то и вовсе убрать с глаз долой.
Например, в ноябре 2009 года внимание москвичей привлекла реставрация исторического облика станции метро "Курская" кольцевая. Предметом раздора стала восстановленная в полном объеме надпись под сводами вестибюля: "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,/И Ленин великий нам путь озарил./Нас вырастил Сталин - на верность народу,/На труд и на подвиги нас вдохновил!" Противники тоталитаризма требовали прекратить пропаганду ленинско-сталинского наследия. "Я никакой не сталинист, - был вынужден оправдываться тогдашний главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, - я просто с уважением отношусь к творчеству тех людей, которые работали до меня. Если ты взялся за реставрацию, должно быть точно так, как было, а не белое пятно в этом месте".
Но мнение профессионалов - последнее, чем интересуется всезнающая общественность, требуя что-то снести, передвинуть, заменить или чего-то "не допустить". Вот так же год назад некая инициативная группа обратилась в Мосгордуму с предложением вернуть памятник Пушкину на его историческое место, то есть на Тверской бульвар, а на том месте, где сейчас стоит Александр Сергеевич, построить часовню в память снесенного Страстного монастыря и первых царей Дома Романовых - Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во что превратится Пушкинская площадь без Пушкина? Как впишется в Тверской бульвар перенесенный туда памятник поэту? Энтузиасты-общественники в такие "детали" не входят, за консультацией к экспертам не обращаются. Предложение вернуть Пушкина на Тверской бульвар прокомментировал в интервью "РГ" главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: "Смысл такого решения, если бы оно было принято, я вижу лишь в реконструкции всей Пушкинской площади в масштабах исторической застройки. То есть в границах тех красных линий, в которых была изначально построена площадь. Тогда и возвращение памятника на его историческое место было бы логичным, а сейчас в этом нет смысла".
В Петербурге - свои "передвижники". Объект их энтузиазма - памятник Александру III. Сейчас он стоит во дворе Мраморного дворца. Предлагается передвинуть бронзового императора на его историческое место - Знаменскую площадь (ныне площадь Восстания). Но сейчас здесь возвышается стела "Городу-герою Ленинграду", перенос которой вызовет недовольство ветеранов-блокадников. Установка же Александра III, скажем на Конюшенной (ее называют в качестве альтернативы), по мнению экспертов, неприемлема: памятник и любая другая площадь, кроме бывшей Знаменской, будут чужды друг другу, не имея ни архитектурных, ни исторических связей. Городское собрание Петербурга сочло целесообразным пока оставить скульптуру на прежнем месте.
Общественность, каковою легко объявляет себя любая группа людей, объединенная по признакам социального, культурного или иного родства, всегда лучше профессионалов знает, что и как надо делать. Профессионалы сомневаются - общественность не ведает сомнений. Профессионалы видят сложности, преграды, подводные камни на пути к достижению цели - общественности все нипочем. Профессионалы взвешивают плюсы и минусы, оценивают риски, берут в расчет всю совокупность факторов и обстоятельств, затрудняющих осуществление того или иного проекта, - у общественности всегда наготове простые решения. Профессионалы не боятся признаться в своей недостаточной компетентности в каком-то вопросе - общественность разбирается решительно во всем.
Как сказал однажды видный русский криминалист ХIХ века, профессор Александр Федорович Кистяковский: "С воззрениями народными необходимо во многих случаях считаться...Но считаться с ними без разбору, только потому, что они народные, - значило бы иногда обречь все успехи цивилизации на совершенную гибель".