Слов нет, новые законы нужны. Можно сказать, что система законодательства в основном сложилась, но процесс ее выстраивания продолжается. Однако беда в том, что значительная часть новых актов - это поправки в действующие законы.Особенно грешат этим кодексы. Уголовный кодекс оказался "в лохмотьях", а Кодекс об административных правонарушениях вырос более чем втрое. Наше законодательство начинает напоминать лоскутное одеяло, где поправки ложатся на поправки. Одна из причин - в ущербной практике планирования законопроектных работ.
На пике перестройки были приняты крупные решения о демократизации политической системы, межнациональных отношениях, правовой реформе, борьбе с бюрократизмом. Часть намеченного реализована, большая часть - нет, потому что законы принимались наспех и не привели к полезным результатам. За последние годы многое сделано заново. Граждане почувствовали "эффект правовой нормы", подтянулись и чиновники. И все-таки остается чувство неудовлетворенности, поскольку поспешная подготовка проектов и непродуманные правовые решения порождают ошибки и лавину поправок. Слабое правоприменение, в свою очередь, побуждает к "наказательной" тенденции. Вообще, создается впечатление, что законы нередко служат запоздалым оформлением уже принятых решений, а не средством опережающего воздействия на общественные процессы.
Теперь положение может в корне измениться. Вступил в силу Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", который можно отнести к числу особо важных правовых документов. Он дает возможность перейти наконец к принятию новых законов на основе юридического прогнозирования. О чем речь? О том, что прежде чем положить на стол новый продукт законотворчества, надо собрать, проанализировать и грамотно использовать массив комплексной информации - экономической, социальной, международной.
Правовой прогноз - дело очень непростое. Его нельзя сводить к тому, чтобы составить перечень актов, которые нужно разработать и принять. Нужно выбрать нормы - регуляторы, содержащиеся в законах, определить статусы органов и организаций, а также типы возможного правомерного и неправомерного поведения граждан. И, конечно, надо предвидеть риски, в том числе - риск неисполнительности.Как это сделать? Поможет анализ статистической и тематической информации, использование рекомендаций экспертов и данных социологических опросов. Потребуется разработать рекомендации по диагностике рисков и научить пользоваться ею специалистов, госслужащих, депутатов всех уровней.
Закон о стратегическом планировании должен стать ориентиром для всех участников управленческой, экономической и иной деятельности. Причем не только на верхних уровнях, но и для бизнес-планов компаний, показателей деятельности исполнительных органов, социальных учреждений. В сфере реальной экономики нужны реальные действия по поддержке бизнеса и конкуренции, продовольственная проблема требует изменений в бюджетном и налоговом законодательстве .
Но и в том, и в другом случае нельзя упускать из виду законодательство о трудовых отношениях. Шумная забота о цифрах и имуществе не должна отодвигать их на второй план. Нужны более гибкие стимулы в Трудовом кодексе, в федеральном законе о занятости. Задумаемся: в стране наблюдается большая диспропорция в использовании трудовых ресурсов. Нередко более половины выпускников вузов идет работать не по специальности. К чему тогда такие потери времени, сил и средств?
Естественным продолжением законотворчества является механизм правоприменения. Но и он не отлажен до конца. Пока в умах исполнителей факт принятия закона служит доказательством того, что с его помощью меняется ситуация. А если случаются "сбои", то виноват закон. Так и произошло недавно в связи с банкротством целого ряда турфирм, тяжело отразившимся на туристах. И опять нашли объяснение - виноват закон о туристической деятельности, а исполнители в стороне.
Как обеспечить последовательную реализацию законов? Во-первых, надо использовать весь комплекс средств - материальных, финансовых, социально-психологических, организационных, юридических. Во-вторых, преодолеть деформацию "правовой цепи", где ведомственные и локальные акты принимаются нередко вопреки нормам закона. В земельных отношениях местные власти выдвигают свои требования к документам об отводе и регистрации участков и строений, хотя в Земельном кодексе установлен четкий порядок. Нужна также высокая исполнительная дисциплина и пора вводить показатели реализации законов. Тогда можно будет определить их реальную эффективность.