В беседе с корреспондентом "СОЮЗа" директор частной транспортной компании Сергей Еременко рассказал, что "согласно изменениям в российском законодательстве о безопасности дорожного движения не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами".
Другими словами, теперь белорусскому водителю, чтобы работать на территории России, необходимо дополнительно оформить миграционный учет, пройти российское медицинское освидетельствование и профессиональное обучение, сдать квалификационные экзамены на право управления транспортными средствами. Данное положение, по мнению участников международных перевозок, может оставить без работы около 5 тысяч водителей только в граничащей с Беларусью Смоленской области.
"Сегодня в Смоленской области около 75 процентов предприятий, связанных с международными перевозками, укомплектованы белорусскими водителями, это около 5 тысяч человек. Все они высокопрофессиональные работники, можно сказать, водительская элита, - пояснил Сергей Еременко. - Основная проблема связана с миграционным учетом. Дело в том, что большинство этих белорусских водителей живут в Беларуси, а работают в России. Например, я, будучи гражданином Беларуси, являюсь директором предприятия, которое находится в Смоленской области. Проживаю в Витебске, но каждый день езжу на работу в Россию, а это около ста километров. Утром приезжаю, а вечером уезжаю, и мне нет необходимости получать регистрацию в России. На нашем предприятии работают более 150 белорусских водителей, они так же, как и я, живут в Беларуси, им тоже не нужен миграционный учет. Причем подобное положение дел характерно практически для всех приграничных областей".
По словам Сергея Еременко, новые международные водительские удостоверения выдаются российским водителям на десять лет, а иностранным - лишь на время миграционного учета. Белорусские граждане на практике максимально получают регистрацию на один год. Вот и выходит, что каждый год для работы в России им необходимо будет заново проходить все процедуры и сдавать на права. Новые правила, по мнению участников международных перевозок, противоречат статьям Договора между Беларусью и Россией о равных правах граждан на трудоустройство.
Выслушав выступление представителя транспортной компании, депутаты поинтересовались, насколько высок профессионализм белорусских водителей, соответствуют ли белорусские водительские удостоверения международным образцам.
"За много лет работы никто не поставил под сомнение профессионализм белорусских водителей, которые работают не только в России, но и в Европе, - ответил Сергей Еременко. - Беларусь, как и Россия, является участником международной Конвенции, регламентирующей международные перевозки и водительские удостоверения. Поэтому вдвойне непонятно, почему в Европе белорусские права действительны, а в России нет".
Следующий вопрос был адресован представителям Постоянного Комитета Союзного государства: знаком ли Постком с проблемой? Заместитель начальника Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Игорь Пуркалик поведал, что Постоянный Комитет в курсе проблемы. "К нам неоднократно поступали обращения участников рынка международных перевозок, - подчеркнул Игорь Пуркалик. - Механизм, который предложен сейчас российским законодательством, не создает равных условий гражданам Беларуси. В этой связи хотелось бы отметить, что Министерством иностранных дел России представлена информация о подготовке межправительственного соглашения, которое бы регламентировало порядок признания национальных водительских удостоверений на территории России, Беларуси и Казахстана в рамках Евразийского экономического союза".
Начальник Департамента финансов и бюджетной политики Постоянного Комитета Союзного государства Ирина Павловская заметила, что 15 лет назад был заключен международный акт "Соглашение о равных правах граждан России и Беларуси", в нем названо и то, что выше норм национального законодательства. "Проблема, которую мы сегодня обсуждаем, это частная проблема. Завтра могут возникнуть подобные проблемы с другими категориями работников, - сказала Ирина Павловская. - Мне кажется, неправильно говорить, что россияне и белорусы иностранцы по отношению друг к другу. В рамках обеспечения равных прав по трудоустройству необходимо вынести этот вопрос на Совет Министров Союзного государства и на Высший Госсовет для принятия соответствующего решения и указания правительствам наших государств внести в самый короткий срок все необходимые уточнения и дополнения в национальные законодательства".
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Геннадий Грицкевич убежден, что решение проблемы будет найдено. "Мне кажется, что она возникла из ничего, - уверен Геннадий Грицкевич. - Российская сторона, шагнув немного дальше в плане ответственности международных перевозок, просто не учла специфику трудоустройства и трудовых отношений между белорусами и россиянами в рамках Союзного государства".
По итогам заседания Комиссии, как рассказала "СОЮЗу" заместитель председателя Комитета Государственной Думы России по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту Татьяна Москалькова, парламентарии приняли постановление, согласно которому в течение двух недель членами Комитета Государственной Думы РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественникам будут разработаны поправки в российское законодательство. "Предлагается на уровне национального законодательства начать работу уже на этой неделе, - подчеркнула Татьяна Москалькова. - В оперативном порядке поправки будут согласованы с профильными комитетами Госдумы России и вынесены в декабре на рассмотрение депутатов. Параллельно этот вопрос будет подготовлен к рассмотрению на Высшем Государственном совете Союзного государства".
В ходе заседания Комиссии депутаты также обсудили ход работы над проектом новой редакции Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства, выслушали предложения по внесению изменений и дополнений в Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
В частности, депутаты рассмотрели пять блоков предложений по внесению изменений и дополнений в Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Среди них - расширение полномочий парламента выступать с заявлениями по политическим и экономическим вопросам; расширение полномочий Комиссии запрашивать у органов власти любые сведения по исполнению бюджета и программ Союзного государства, эффективности их исполнения и расходования средств; расширение полномочий Комиссии заслушивать государственных заказчиков по программам и подпрограммам, по целевому и эффективному их исполнению; закрепление статуса помощника депутата союзного парламента и закрепление правового регулирования о ходе исполнения бюджета парламента Союзного государства. Все предложения решено направить для обсуждения в Комиссии.
Статистики, сколько белорусов ежегодно отправляются на заработки в Россию, нет. Но понятно, что среди них немало водителей. Вот и белорус Василий Иванцов пару месяцев назад поехал подзаработать в Санкт-Петербург. Подошел к делу основательно. Заранее подписал официальный контракт на должность водителя самосвала, поэтому, говорит, с трудоустройством проблем не было:
- Предъявил белорусский паспорт, белорусскую медицинскую справку и, естественно, белорусские водительские права. Все работодателя устроило. Он посмотрел мою трудовую книжку, а затем, с учетом стажа, на меня завели российскую.
Василий утверждает, что его знакомые, которые искали работу в России по объявлениям, тоже устраивались без замены водительских прав. Но это пока. Поискать подходящее место, конечно, приходилось, но предложений хватало. Не было проблем с устройством и у белорусских коллег из Казахстана. А вот водителям из других стран при трудоустройстве приходилось решать много вопросов, в том числе и с водительскими правами. Но найти работу - полдела, нужно еще где-то жить. Обычно белорусские водители, которые отправляются на заработки в Россию, объединяются в компанию из нескольких человек и снимают квартиру. Василию на этой статье расходов удалось сэкономить: на объекте, где отстаивались самосвалы, им предлагали для жилья специальные вагончики с необходимыми удобствами. Жили в таком вагончике по пять человек. Не номер люкс, но, говорит, тепло и более-менее удобно.
А какие требования предъявят россиянину, если он захочет поработать водителем в Беларуси? Начальник управления безопасности движения государственного предприятия "Минсктранс" Геннадий Скурчик уверен, что и в этом случае проблем быть не должно, в том числе и относительно прав на управление транспортным средством:
- В нашей стране признаются иностранные права, которые выданы на одном из двух государственных языков, то есть русском и белорусском, либо к ним прилагается нотариально заверенный перевод на один из этих языков. Понятно, что для российских прав на русском языке он не потребуется. Также признаются и категории на управление транспортными средствами, например, автобусами, если в правах россиянина имеется соответствующая отметка.
Нюансы есть разве что в том случае, если россиянин захочет получить в Беларуси вид на жительство либо гражданство. Анна Банадык, старший инспектор по особым поручениям отдела организации межведомственного взаимодействия и профилактики безопасности дорожного движения УГАИ МВД, поясняет:
- Как только такой документ окажется у вас на руках, в течение трех месяцев вы должны поменять российское водительское удостоверение на права национального образца. Для этого достаточно сдать в ГАИ экзамен по теории.
Подготовили: Ольга Пасияк, Антон Костюкевич.