Эксперты отмечают, что с каждым годом интерес к столичному рынку со стороны бизнеса, в первую очередь строительного, растет. Подтверждает это и число участников форума - в этом году их было около 350, так что в зале пришлось расставлять дополнительные стулья. Еще столько же человек смотрели прямую трансляцию по интернету.
- Несмотря на все сложности, в городе в этом году будет введено не менее 8,7 миллиона квадратных метров недвижимости, - заявил заммэра столицы по вопросам строительства Марат Хуснуллин. - Из них около 6 миллионов мы уже ввели, причем более 2 миллионов "квадратов" - это жилье. Вообще этот год должен стать рекордным за всю историю Москвы по объемам строительства.
Хуснуллин также подчеркнул, что многие уже начатые строительные объекты переходят на следующий год, благодаря чему общие объемы ввода должны сохраняться на прежнем уровне и дальше. Всего в городе строится сегодня около 42 миллионов "квадратов" - на такие объемы выданы разрешения на строительство. Бросать объекты на полдороги никто не будет и это позволит столице сохранить темпы строительства и развития.
Во многом инвесторам здесь поможет и сам город за счет бюджетных инвестиций в строительство - из утвержденной месяц назад адресно-инвестиционной программы следует, что город в ближайшие три года вложит в создание транспортной, социальной и другой инфраструктуры более триллиона рублей или почти по 400 миллиардов ежегодно. "Мэр принял решение о том, что никакого сокращения городской инвестиционной программы не будет. Мы понимаем, что наши инвестиции - это во многом стартер для многих крупных городских проектов", - подчеркнул на "Диалоге с инвестором" Хуснуллин.
Кроме того, город готов открывать для бизнесменов новые территории для развития. Приоритетом в этом плане можно назвать реновацию промзон, которая активно ведется в последние годы. Только в этом году четверть всей вводимой недвижимости построена на территориях заброшенных промышленных площадок. Помимо небольших промзон вроде "Братцево", где завершается возведение нового квартала, преображаются и крупнейшие территории, такие как "ЗиЛ".
Отдельной темой вчерашней беседы с инвесторами стало развитие транспортной инфраструктуры, которое большей частью финансирует город. У инвесторов в этом огромный интерес, ведь там, куда приходят новые виды транспорта, сразу начинается активное развитие территорий. Сейчас рядом с уже упомянутой промзоной "ЗиЛ" строится станция метро "Технопарк" Замоскворецкой линии и станция Малого кольца железной дороги (МКЖД). Это подстегивает интерес бизнесменов и делает проект реновации промзоны более привлекательным. По той же причине принято решение строить московский аналог "Диснейленда" в Нагатинской пойме - благодаря новым станциям привлекательность этой территории выросла в разы, да и над проспектом Андропова перестала висеть угроза встать в одной большой пробке. По похожему сценарию развивается ситуация и с МКЖД, которую запустят в 2016 году. Ее станции станут своего рода новыми точками притяжения, где появятся транспортно-пересадочные узлы и объекты обслуживания - магазины, кафе, офисы. Марат Хуснуллин заверил журналистов, что введут кольцо железной дороги вовремя, а управлять им будет метрополитен, так как МКЖД станет, по сути, наземной линией метро.
В плановом режиме идет и строительство новых линий подземки, хотя здесь и не обходится без проблем. К примеру, переговоры с китайскими инвесторами о прокладке линии метро от станции "Улица Новаторов" до поселка Коммунарка в новой Москве приостановлены из-за падения курса рубля. Однако проектирование участка ведется за счет бюджета, а инвесторы из КНР взяли только паузу, чтобы пересчитать затраты и риски в связи с нестабильным валютным курсом, и могут вернуться. "Проект находится в высокой степени готовности. Уже готовы трассировка и техническая документация, а также определены земельные участки под строительство", - отметил Марат Хуснуллин.