В этом году российский акцент на "Лiстападе" силен, как давно уже не было, мощным представительством продюсерского корпуса. Фильмом церемонии открытия фестиваля стала работа эстонского режиссера Ильмара Раага "Я не вернусь", созданная в копродукции пяти стран - Эстония, Россия, Беларусь, Казахстан, Финляндия. Презентовать работу в Минск прибыл Сергей Сельянов. Он не стал отнимать у гостей фестиваля время попусту, с порога заявив, что "другое" кино надо поддерживать, иначе мы все захлебнемся в коммерческой, развлекательной чепухе:
- Для фестивального кино сегодня остается все меньше места, островок человечных картин сужается, наша задача не дать им совсем исчезнуть. С генеральным директором киностудии "Беларусьфильм" Олегом Сильвановичем мы давно обсуждали возможности совместного сотрудничества. Сделать картину "Я не вернусь" сегодня возможно только совместными усилиями, поэтому Беларусь и Россия должны объединять свои ресурсы. Знаю, что в Минске давно и с успехом снимаются сериалы, но мы должны создавать и другое кино. Да, экономические обстоятельства важны. Все теперь считают деньги. Но не менее важны и человеческие обстоятельства. У нас общее культурное пространство, мы - соседи, и глупо это пространство не сделать взаимовыгодным, прежде всего для самих себя. Надеюсь, что картина "Я не вернусь" - это не последний наш проект. Абсолютно уверен в том, что будущее серьезного кино сегодня только за копродукцией. Думаю, продюсеры из других стран это тоже понимают и начнут к нам подтягиваться.
Почетный гость фестиваля Станислав Говорухин был отмечен в этом году на форуме спецпризом Президента Беларуси "За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве". Не только награды согревали сердце Станислава Сергеевича. В кинотеатре "Октябрь", где режиссер представлял свою новую картину Weekend, был переаншлаг, публика купала Говорухина в аплодисментах, и он высказался в том смысле, что в Минск на фестиваль привез картину сугубо развлекательного характера, без всяких серьезных подтекстов:
- Вскоре мой фильм должен выйти в Беларуси в широкий прокат.
Картина сделана в стиле нуар. Снята по сюжету старинного французского романа "Лифт на эшафот" Ноэля Калефа. Сюжет этого детектива мне в свое время очень понравился, и вот захотелось снять такой фильм.
Зрители смотрели Weekend с захватывающим интересом. В финале режиссер был награжден овацией. А председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец вручил Говорухину награду от имени писателей России и Беларуси - хрустальную статуэтку и еще бонус - медаль "За великий вклад в развитие литературы" от Союза писателей Беларуси.
Щедрость, с которой кинематографисты двух стран приветствовали в Минске друг друга, не знала границ. На фестивальной неделе было подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве между Госфильмофондом России и дирекцией "Лiстапада". Как пояснила суть документа заместитель генерального директора Госфильмофонда Лариса Андреева, теперь копии лент из российской сокровищницы кино будут предоставляться белорусам бесплатно, и не только по праздникам, а "на регулярной основе". Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Александр Суриков поприветствовал эту инициативу:
- Раньше Госфильмофонд пытался не совсем бесплатно выдавать свои картины в прокат. Но когда речь идет о сближении двух народов России и Беларуси, следует быть щедрее.
Начальник департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного комитета Союзного государства Маргарита Левченко с дипломатом согласилась:
- Развитие белорусско-российского кино хотелось бы видеть более активным, потому что на сегодняшний день в рамках Союзного государства реализован только один проект - фильм "Брестская крепость". Уже завершились съемки картины о Первой мировой войне, проект осуществится под руководством генерального директора телеканала ТРО Игоря Угольникова.
О том, как плотно и давно мы переплетены друг с другом, выясняешь на фестивале внезапно. Сразу две картины - "Кино про Алексеева" и "Класс коррекции" - представляла продюсер из России Наталья Мокрицкая. Выяснилось, что она стояла у истоков минского кинофорума - четыре года подряд была в числе его организаторов:
- Действительно, мы когда-то делали "Лiстапад", сейчас он стал другим, гораздо лучше, чем раньше. У фестиваля прекрасная команда. И мы очень завидуем белорусским зрителям, что у них есть такая возможность смотреть самое актуальное, продвинутое европейское кино.
За неделю 163 фильма из 47 стран показали в пяти кинотеатрах Минска. Естественно, внимание публики было приковано в большей степени к основному конкурсу игрового кино, где на главный приз претендуют и Сегал с ретродрамой "Кино про Алексеева", и Быков с плакатной лентой "Дурак", и триумфатор Берлинале китаец Дяо Иньянь с лентой "Черный уголь, тонкий лед". Кумир хипстеров эстонец Ыунпуу с нашумевшим фильмом "Free range: Баллада об одобрении мира" тоже здесь. Не говоря уже об украинской ленте Слабошпицкого "Племя", на которую зрители расхватали билеты за неделю до начала форума, и два дополнительных сеанса не спасли ситуацию - настолько каннский лауреат сегодня в тренде.
У жюри во главе с Валерием Тодоровским наверняка появились за это время и свои фавориты. Чрезвычайно любопытно дождаться завтрашнего дня, чтобы узнать, сольются ли в едином мнении профессиональные судьи и публика. "Приз зрительских симпатий" на "Лicтападе" был и остается самой обожаемой кинематографистами наградой.