Ставка налога на прибыль может составлять до 13,5 процента, а в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет - ноль процентов. Авторы документа также предусмотрели освобождение от уплаты налога на имущество организаций (на 10 лет) и земельного налога (до ввода объекта в эксплуатацию), необходимого для реализации инвестпроектов (не более чем на три года).
Как скажутся эти льготы на работе крымских заводов и портов, и как долго продлится в Крыму переходный период? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью "РГ" рассказала заместитель председателя Совета министров Крыма Евгения Бавыкина.
Евгения Глебовна, премьер-министр России Дмитрий Медведев, комментируя подготовку законопроекта о свободной экономической зоне в Крыму, не раз заявлял, что этот документ забуксовал из-за несогласованной позиции ведомств. В чем суть этих противоречий и какова позиция Крыма по этим вопросам?
Евгения Бавыкина: Вместе с министром по делам Крыма РФ Олегом Савельевым мы пытались создать закон о развитии республики с учетом мирового опыта, в частности Грузии и Турции, где особые экономические зоны развивались довольно активно и успешно. Для этого в законопроект закладывались два основополагающих принципа. Первый - это стимулирование развития инфраструктуры. И второй - с учетом интеграции Крыма в РФ и отсталости его экономики, это необходимость смягчения для всего крымского бизнеса правил игры в российском законодательном поле. Еще один блок касается иностранных инвестиций в крымскую экономику. Несмотря на санкции США и ряда других стран, мы бы хотели этим законом стимулировать вхождение в Крым иностранного капитала через нулевые ставки таможенных сборов, освобождение грузов через свободные морские порты, через более благоприятные условия движения капитала.
Возможно в правительстве законопроект забуксовал из-за боязни негатива, который связан с понятием "особая экономическая зона" в российских реалиях. Но надеюсь, что в окончательном варианте текста законодатели предусмотрят препятствия, которые ограничили бы эти негативные вещи, и Крым сможет решить свои программные задачи.
То есть этот законопроект не будет калькой с других СЭЗ в России, и вообще в названии территории понятия "свободная экономическая зона" как такового не будет?
Евгения Бавыкина: Именно так. Мы вообще ушли от законодательства о свободной экономической зоне. Наш пакет законопроектов совершенно о другом: он о развитии региона с учетом тех процессов, которые мы должны учесть при вхождении в Российскую Федерацию.
Какие же налоговые льготы в этом законопроекте будут предусмотрены?
Евгения Бавыкина: Будут два налоговых режима. Первая налоговая ситуация предусмотрена для инфраструктурных инвесторов, вторая - для всего остального крымского бизнеса, малого и среднего, который благодаря налоговым преференциям благополучно войдет в налоговое поле РФ. Что касается развития портов, сейчас министерство транспорта республики рассматривает концепцию их развития. В том числе предложения о том, какой из портов мог бы получить режим "порто-франко" (в зоне "порто-франко" работает правило беспошлинного ввоза и вывоза товаров, она не входит в состав таможенной территории государства - прим. ред.).
В Крыму всего с десяток крупных предприятий промышленности. В том числе это заводы "большой химии" на севере полуострова. Что будет с этими заводами, учитывая, что сырьевая база у них на Украине, а сами они достаточно энергоемкие?
Евгения Бавыкина: Мы проанализировали работу этих предприятий, могу сказать, что ничего страшного с ними не произойдет. Сырьевая база есть не только на Украине - она есть и в Индии, и в России, и других странах. Но нам нужно было понять, сможем ли мы организовать сбыт их готовой продукции не только с территории Украины, как это, к сожалению, происходит сейчас. Уверена, что до Нового года химические предприятия Крыма полностью переориентируются и по сырью, и по сбыту. И уже сейчас до 80 процентов продукции реализуется в странах, которые не приняли санкции в отношении России.
На полуострове три крупных судостроительных завода. У правительства есть планы загрузки их производственных мощностей?
Евгения Бавыкина: Эти предприятия находятся в сфере интересов минобороны и Росграницы. Уже пошла их загрузка, и до 2018 года размещен заказ на строительство четырех судов на заводе "Залив". А завод "Море", с учетом производственной кооперации, по цепочке получил заказ от "Залива". Феодосийский оптический завод тоже включился в это сотрудничество. А когда начнет строиться керченский переход, заводы получат заказы и по этой линии - будут задействованы их причалы и доки.
А какие перспективы у предприятий "оборонки"?
Евгения Бавыкина: Сейчас по инициативе вице-пермьера правительства РФ Дмитрия Рогозина идет загрузка крымских оборонных предприятий. Но для размещения гособоронзаказа они должны зарегистрироваться по российскому законодательству и в установленном порядке оформить допуски к гостайне. Сейчас эти вопросы решаются, и после этого заказы тоже пойдут.
Что сейчас мешает запуску инвестпроектов?
Евгения Бавыкина: Мы открыты для инвестиций, но пока, к сожалению, у нас все процессы идут параллельно. Чтобы запустить большие инвестпроекты, в том числе предусмотренные ФЦП, нужна схема территориального планирования. Мы не можем что-то размещать, не понимая, как будут развиваться города, где будут проходить дороги и энергетические магистрали. По поручению главы правительства Дмитрия Медведева до 1 декабря такая схема должна быть утверждена, и сейчас все министерства, горадминистрации совместно с институтом "Гипрогор" активно над этим работают. После утверждения схемы и сопутствующих ей генпланов местных территорий и схем санитарной очистки начнем реализовывать инвестпроекты. Пока мы с инвесторами, в том числе и с крупными, прорабатываем все вопросы реализации проектов.
Все чаще раздаются мнения о необходимости продления переходного периода. Что об этом думают в правительстве Крыма?
Евгения Бавыкина: Федеральные власти готовы рассмотреть все наши предложения, и мы их сейчас формируем. Из-за нестыковок украинского законодательства с российским, из-за разницы в уровне экономического развития, из-за отсутствия инфраструктуры для лицензирования медицинской и образовательной деятельности нам придется либо менять федеральное законодательство в пользу Крыма и Севастополя в этой части, либо просто продлить переходный период. Продлить, допустим, на весь 2015 год. Федеральные власти готовы этот вариант рассмотреть. Наши министерства анализируют эту ситуацию применительно к каждой отрасли. Картина будет полностью ясна после 15 ноября.