В "Школе современной пьесы" поставили новую работу Гришковца

Московский театр "Школа современной пьесы" играет первую премьеру сезона - "Уик энд" Евгения Гришковца и Анны Матисон - в своем новом доме - в Театральном клубе на Тишинке по адресу Средний Тишинский переулок, дом 5/7.

То, что в итоге Гришковец отдал новое сочинение театру Иосифа Райхельгауза, вполне естественно: уже три пьесы знаменитого автора, написанные им самостоятельно и в сотрудничестве с Матисон, давно идут в театре на Трубной площади. Впрочем, сам Гришковец, выпуская пьесу отдельной книгой, выражал сомнения по поводу того, что она вообще может быть поставлена в современном российском театре, вызывающем у него глубокое отторжение: "Я… понимал, что для этого материала, для этой пьесы, сегодня, в нынешнем театре совершенно нет режиссёра…". Эта эскапада имеет отношение к давней дискуссии Гришковца с современным театром, в которой он отстаивает почти забытый "театр для людей": "Сегодняшние режиссёры близкого мне возраста или те, кто помладше, но идёт в кильватере тех, кто уже добился разнообразных успехов, демонстрируют всё что угодно: изобретательность, выдумку, смелость, волю, умение жонглировать культурными слоями и прослойками… Они не забыли того, чем был славен и самобытен российский театр. Для того, чтобы забыть, нужно сначала знать… Они как будто бы и не знали его. Будто и не было той самой режиссуры, которая выводила на сцены пьесы Розова, Володина, Вампилова…"

Отчаявшись дождаться сверстника-режиссера, Гришковец отдал пьесу своему старшему товарищу, разменявшему восьмой десяток. Райхельгауз с удовольствием и азартом взялся за дело. Кажется, подзадоривала его опасная злободневность темы:

"Сегодня вопрос - уехать из страны или остаться - для многих вновь стал актуальным. Ощущение зыбкости, нестабильности, непредсказуемости и даже опасности преследует людей и склоняет их к поиску более комфортных мест на земле. Однако я сомневаюсь, что это верный выбор. Банальная истина "от себя не убежишь" остается истиной. Человек своими руками творит свой мир вокруг себя. Где бы он ни находился"

Пьеса Гришковца и Матисон, написанная по заповедям классицистов, а так же Горького и Чехова - с соблюдением единства действия и места, - сочетает остро-злободневную актуальность с символикой притчи.

Эгоистичный, свободный от нравственных "предрассудков" герой пьесы Олег Сомов, скопивший состояние в 90-е, давно отстранившийся от своей семьи, ничего не хочет менять в своей жизни. Но неожиданный удар со стороны давнего партнера по бизнесу, обеспечивает Сомову тюрьму. У него в запасе суббота и воскресенье, в понедельник его арестуют. За эти два дня герой проживает целую жизнь, которая ускользала от него все эти годы. И принимает нестандартное решение… Предприимчивый и "эффективный" менеджер, построивший свою империю на слабости "непредприимчивых и неэффективных", вдруг обретает (так часто бывает у Гришковца, милосердного к своим героям) шанс вернуться к человеческому облику.