Следственный комитет получил право возбуждения налоговых дел

Следственный комитет получил право возбуждения налоговых дел. Федеральный закон N 308 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ" был подписан президентом РФ 22 октября и тем же числом вступил в силу еще до официальной публикации.

По мнению экспертов, такая поспешность говорит о том, что документ будет активно применяться. К чему следует готовиться бизнесу, стало ясно на Всероссийском форуме по корпоративному законодательству.

Документ внес изменения в порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ. С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении могли стать только материалы налоговых органов. "Ранее по результатам выездной налоговой проверки после вступления решения налогового органа в законную силу и в случае неисполнения налогоплательщиком требования об уплате налогов, пени, штрафов налоговый орган направлял материалы проверки в органы внутренних дел, которые и возбуждали уголовное дело", - говорит Екатерина Леоненкова, глава налоговой практики юридической группы "Яковлев и Партнеры".

Обычно такие обстоятельства возникали при доначислении налогов и сборов и отсутствии у налогоплательщика имущества для того, чтобы расплатиться по возникшим долгам. Теперь поводом для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям могут стать не только материалы, переданные налоговыми органами, но и заявление о преступлении или сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной. Новый документ практически безгранично расширяет круг лиц, имеющих возможность инициировать возбуждение уголовного дела; существенно вырос перечень материалов, которые могут стать основанием для возбуждения уголовного дела и государственных органов, способных повлиять на возбуждение уголовных дел.

Кроме того, участие налогового органа в возбуждении или отказе от возбуждения дела сейчас сведено к минимуму.

"Ранее действовавшая редакция УПК РФ предусматривала обязательное наличие заключения налогового органа о наличии недоимки по налогам и сборам для возбуждения уголовных дел по фактам уклонения от уплаты налогов. Ныне действующая редакция закона позволяет следователю возбуждать дела такой категории в отсутствие подобного заключения налогового органа при наличии предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки", - рассказывает Дмитрий Фомичев, адвокат, партнер адвокатского бюро "Шабарин и партнеры".

Введенные законом N 308 положения о направлении материалов в налоговый орган для получения заключения и иной информации предусматривают не проверку налоговым органом правильности расчета или оснований привлечения к ответственности компании, а лишь требуют сообщить о том, проводилась ли ранее налоговая проверка с исследованием обстоятельств, указанных в сообщении о преступлении, и проводится ли она сейчас. "При этом независимо от ответа, который будет получен из налогового органа, следователь будет самостоятельно принимать решение о возбуждении налогового дела. И это решение может не совпадать с мнением налогового органа", - говорит Александр Журавлев, председатель правового комитета Ассоциации молодых предпринимателей России. В новых положениях Уголовно-процессуального кодекса РФ нет взаимосвязи между действиями следователей и возможностью возбуждения уголовного дела с ответом, полученным от налогового органа.

Возможность возбуждения уголовных дел не только по материалам налоговых органов, скорее всего, активизирует деятельность правоохранительных органов и увеличит число возбуждаемых по налоговым преступлениям дел. "Мы ожидаем волну проверок, которые были в 2007-2009 годах, до запрета", - говорит Владимир Китсинг, адвокат-партнер, руководитель департамента защиты бизнеса Московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры".

По мнению бизнеса, в этой мере нет большой необходимости, и в структуре контроля такие функции СК РФ даже являются избыточными. "Все это как-то не вовремя и не к месту, - отмечает вице-президент "ОПОРЫ России" Александр Жарков. - С одной стороны, понятно желание правоохранительных органов получить больше рычагов влияния на бизнес, в том числе на собираемость налогов. С другой,- мне кажется, это не влияет на количество сборов. Потому что в нашей стране есть достаточное количество надзорных органов, которые в состоянии контролировать бизнес. Если говорить о том, что не всегда выполняются решения судов - у нас для этого есть Служба судебных приставов, которая, когда надо, очень хорошо работает".

Компания может попытаться выстроить собственную систему безопасности от проверок правоохранительных органов. К примеру, укрепить защиту с тех сторон, откуда чаще всего приходит проверка правоохранителей. "Нужно понимать, что если банк стоит на пороге отзыва банковской лицензии, он пожертвует своими клиентами ради ее продления. О чем тут речь? Многие банки используют так называемые банковские компании, которые занимаются обналичиванием средств. И когда банку предлагают закрыться или передать правоохранительным органам информацию о том, какие компании пользовались услугами таких "однодневок", они выберут последнее", - констатирует Владимир Китсинг.

Есть еще ряд каналов, через которые в СК поступает информация о нарушениях организации. В частности, компромат может прийти от аудиторов. "В нашей практике была история, когда проверяющие пришли в аудиторскую компанию и изъяли все документы. Цель была собрать сведения на одну компанию, а проверки по итогам аудиторской информации состоялись в двадцати", - рассказал Китсинг. В практике даже были случаи, когда в руки правоохранительных органов попадало готовое аудиторское заключение с информацией о нарушениях в компании. Проверяющим даже не пришлось делать анализ деятельности компании, чтобы возбудить дело.

Часто источником информации о нарушениях становятся собственники или сотрудники компании. В ситуации корпоративного конфликта они идут к правоохранителям и рассказывают о преступлениях в организации. Также нередко компании отвечают на запрос правоохранительных органов о предоставлении документов, причем не всегда даже анализируя правомерность требования предоставить документы. Юристы советуют компаниям тщательно анализировать каждый запрос и не отвечать на те из них, которые не являются правомерными. Ведь поступившие от компании документы могут стать доказательной базой при возбуждении дела.

Общественные организации не собираются оставлять бизнес один на один с СК РФ. "В принципе у Следственного комитета есть общественные советы", - отмечает Жарков. Он считает, что через них можно было бы донести информацию о нарушениях до руководства Следственного комитета РФ. Другое дело, что они находятся в практически неработающем режиме. Однако Жарков уверен, что возврат права СК РФ возбуждать налоговые дела - прекрасный повод их возродить.