Для контролирующих органов в России введены новые правила надзора

Федеральный закон N 307-ФЗ вступил в силу 15 ноября. Он вводит некоторые ограничения для контролирующих органов, которые осуществляют надзор в соответствии с законом N 294-ФЗ.

Алексей Каневский, председатель Комитета по экономике Московского отделения "ОПОРЫ России"

К сожалению, важные моменты так расплывчато в нем прописаны, что не несут бизнесу облегчения от чрезмерного контроля.

Бизнесмены в последнее время жаловались, что кроме плановых проверок государственные и муниципальные органы проводят огромное количество внеплановых. О таких контрольных мероприятиях невозможно узнать заранее. Сокращение числа внеплановых проверок в документе не прописано. Но вот повод визита контролеров должен быть теперь четко обозначен. Кроме того, о проведении внеплановой проверки должна быть заблаговременно уведомлена компания.

Также закон вводит запрет на требование документов, не относящихся к предмету проверки. Эта поправка носит довольно расплывчатый характер. То есть можно смело привязать всю деятельность организации к проверкам с участием налоговых органов. В законе не хватает четкого перечня, что относится к предмету проверки, а что нет. Несомненно, связь повода для проверки и перечня запрашиваемых документов должна прослеживаться. Но как разграничить то, что относится к предмету проверки, и то, что налоговые органы запрашивать уже не имеют права? Вот этого ограничения закон не содержит.

Еще одна норма закона гласит, что если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение предписания об устранении выявленного в компании нарушения, предметом такой проверки может являться только исполнение этого предписания. Проверяющие должны проконтролировать, что нарушение устранено, и не углубляться в деятельность организации. На практике эта норма вряд ли оградит компанию от лишнего внимания проверяющих. Так как устранение нарушения - это лишь один из поводов проведения внеплановой проверки. Но нет ограничения, что внеплановые проверки могут проводиться только по этому поводу. То есть проверяющие могут проверить деятельность организации в том объеме, который им покажется необходимым.