Уже в следующем году сменить недобросовестную управляющую компанию будет гораздо проще, чем сейчас: после двух административных взысканий по жалобам жильцов в течение года обслуживание дома вынесут на досрочные торги. По словам замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, на рынке доминируют бывшие ЖЭКи и ДЕЗы, а для новых, иногда значительно более качественных компаний, он закрыт. Реформа встряхнет его и сделает более конкурентным, надеется Чибис.
Пока же в России работает свыше 16 тысяч управляющих компаний, они обслуживают 2,4 миллиона многоквартирных домов, через их счета проходит свыше 500 миллиардов рублей в год.
Массового отказа управляющих компаний от ветхого и аварийного жилья из-за угрозы лишиться лицензий не будет, заверил Михаил Мень в ответ на вопрос "РГ". По его словам, у мэров всегда есть возможность в ходе переговоров влиять на то, "чтобы у компании были вершки и корешки ", имея в виду и старый, и новый жилищный фонд. Но в случае необходимости "отказников" во всех регионах готовы принять муниципальные управляющие компании. А Андрей Чибис отметил, что очень часто компании не хотят заниматься "проблемным" фондом, хотя и при обслуживании домов с высоким уровнем износа можно получать прибыль и избавиться от вала жалоб жильцов. Именно там есть огромный потенциал для внедрения новых ресурсосберегающих технологий.
Лицензирование на управление многоквартирными домами будет включать экзамены на профпригодность для их директоров, они пройдут с декабря по март. А на днях экзамены выдержали руководители жилищных инспекций.
В Минстрое не оставляют надежды серьезно укрепить службу жилищных инспекторов. Их штат будет увеличен, а руководителей региональных служб напрямую подчинят губернаторам - такая инициатива передана в правительство. Кроме того, в ведомстве хотят, чтобы жители знали своих жилищных инспекторов в лицо. "Они должны стать своего рода скорой помощью в решении жилищных вопросов, - сказал Михаил Мень. - Это наши штыки, на которые мы будем опираться". Сейчас же далеко не все понимают, что жалобы в жилинспекцию могут дать реальный эффект в борьбе за качество обслуживания домов.
По словам Андрея Чибиса, при каждой госжилинспекции появится call-центр, где не только без бумажной волокиты примут обращение и отреагируют на него, но и поинтересуются потом у жильца, исправлена ли проблема. Если нет, управляющую компанию ждет проверка.
Для прямого общения с жителями и обмена опытом между сотрудниками инспекций минстрой готовит к запуску новую социальную сеть Жилинспектор.рф. По тому, как в онлайне инспектора станут реагировать на призывы о помощи, в минстрое будут делать выводы об их соответствии занимаемой должности, обещал Чибис.