Налоговые каникулы в регионах РФ будут вводить постепенно

В последнее время на совещаниях в регионах звучит тема налоговых сборов. Многие губернаторы не относят себя к сторонникам их введения, хотя эти сборы нацелены на пополнение региональных или муниципальных бюджетов.

Тот хлипкий мостик доверия между бизнесом и властью, который вроде удалось установить после истории со страховыми взносами, явно пошатнулся.

Минэкономразвития не раз подчеркивало, что поддерживает инициативу пятилетнего моратория не только в отношении налогов, но и любого ухудшающего регулирования. Также министерство подтверждает, что поддерживает идею введения ОРВ на стадии второго чтения, и вся эта работа стоит в плане ведомства.

Что же касается налоговых каникул, то действительно, надо посмотреть, как этот законопроект будет реализовываться в регионах. Эту тему мы ведем около полутора лет, и к счастью руководителей региональных правительств, заместителей губернаторов мнения субъектов Федерации разделились пополам. Часть из них действительно опасается перерегистрации, все-таки доходы с малого бизнеса разнятся. В Вологодской области это около миллиарда рублей, в Саратовской области - 3,5 миллиарда рублей. Для региональных и муниципальных бюджетов это достаточно существенные деньги. Поэтому, по моему мнению, к введению налоговых каникул регионы будут подходить осторожно. Будут пробовать вводить небольшие показатели. У регионов есть право установить численность занятых в малых предприятиях, которые позволяют применять налоговые каникулы для трудовых коллективов от одного до пятнадцати человек, и соответствующий оборот предприятия они вправе понизить с 60 млн руб. в год в десять раз.

Я особо не питаю себя иллюзиями и думаю, что идея налоговых каникул будет возрождаться в очень осторожном формате. Действительно, спрогнозировать, что налоговые каникулы повлекут массовую перерегистрацию или это будет рестарт для малого бизнеса, особенно находящегося в тени, никто не может. Кроме того, постоянно поднимается вопрос конфликта между опытными предпринимателями и теми, кто пришел "на новенького". Честно говоря, ни разу о такой проблеме не слышала в Европе, когда там на конференциях идет обсуждение налоговых каникул. Действующие предприниматели не протестуют против налоговых каникул, не вспоминают, с какими трудностями они сталкивались сами. У нас же это довольно специфическая, российская дискуссия. Причем ранее я слышала подобное только от инноваторов. Всегда на различных форумах оказывался инноватор, за плечами которого лет двадцать инноваторского стажа, и он как раз и обличал молодых, сетовал, что подобной существенной помощи никогда не было у "стариков". Надеюсь, что в рамках региональной политики похожие диалоги не станут определяющими. Государство заинтересовано в формировании нового бизнеса, новых стартапов. Действующим предпринимателям остается лишь быть более конкурентоспособными: молодые, как говорится, дышат в затылок.

Если в 2011 году закрывающиеся предприятия не доплачивали 25 процентов налогов, которые были должны заплатить, то в 2014 году недоплата составляла уже 58 процентов

Еще один дискуссионный вопрос - налоговое обложение субсидий. Уточняю: субсидии по поддержке малого бизнеса исключены из налогообложения. Мы сами вносили поправки в Налоговый кодекс, когда с этой проблемой столкнулись во время кризиса. В те годы программа грантовой поддержки стала массовой, все вдруг увидели, что в соответствии с Налоговым кодексом такие деньги облагаются налогом. Может, надо обратить внимание на промышленные субсидии, которые идут по линии минпромторга. Вероятно, там не учтены какие-то моменты.

Не прекращаются дискуссии, куда должны идти налоги с малого бизнеса: в муниципальный или региональный бюджет? Здесь также нет однозначного ответа. Часть региональных лидеров утверждает, что в этом году содержание детских садиков с муниципального уровня перенесли на региональный. Еще многие полномочия забирают с муниципалитетов и переводят в региональные бюджеты. Речь идет об очень важных для региональных бюджетов одном-трех миллиардах рублей, которые собираются отдать муниципалам. Получается двойной вычет из региональных бюджетов. Не проводить дискуссию на эту тему, не слушать внимательно региональные власти тоже нельзя. Должен быть грамотный и взвешенный подход. Надо посмотреть, где же основная нагрузка на бюджеты. Все понимают, если отдать налоги малого бизнеса муниципалитетам, то мы никак не заставим мэров городов любить малый и средний бизнес.

Еще один злободневный вопрос по поводу собственно налоговых сборов: много или мало платят? Мы посмотрели данные налоговых органов, оказался интересным замер за последние четыре года. Стартующий предприниматель в первый год своей деятельности платил в среднем от трех с половиной до четырех с половиной тысяч налогов. Во второй год деятельности выходило от пятнадцати до двадцати тысяч налогов. В третий год налоги вырастали уже до двадцати пяти тысяч рублей. Сразу видно, что предлагаемая цифра в шестьсот тысяч рублей налога в год несопоставима с той статистикой, которой мы владеем. В 2013 году, когда у нас шла борьба за страховые взносы, средний налог упал до шестнадцати тысяч рублей, причем рос, рос и резко снизился с двадцати пяти тысяч рублей. Практически упал в 1,7 раза.

Надо учесть и тот фактор, что предприятия закрываются, но это не значит, что они уплачивают налоги, которые им насчитали. Если в 2011 году в среднем закрывающиеся предприятия не доплачивали 25% налогов, которые были должны заплатить, то в 2014 году недоплата составляла уже 58%. Это к вопросу об иллюзии, что мы соберем какие-то увеличенные налоги с бизнеса. Сегодня надо внимательно посмотреть, как сработает закон о налоговых каникулах, патент для самозанятых. То есть выяснить, породим ли мы правильное движение или возврат бизнеса в тень. Нам, как министерству, не хотелось бы, чтобы в будущем году перечень видов деятельности начал неожиданно расширяться. Пристальное внимание общественных организаций к ситуации также очень важно.