Ни в местных детских садах, ни в школах, ни тем более в высших учебных заведениях не существует и по сути никогда не существовало никакой специальной программы, нацеленной на пробуждение таких чувств, как любовь и уважение к родине.
Данному феномену есть, как утверждают сами итальянцы, по меньшей мере четыре объективных объяснения, два из которых исторические.
Во-первых, Италия по существующим меркам слишком поздно стала единым государством. Львиная доля жителей Апеннин называет себя не "итальянцами", а "римлянами", "миланцами", "венетами" или "тосканцами", предпочитая ассоциацию с тем или иным отдельным городом или регионом.
Во-вторых, столь важный объединяющий нацию фактор, как итальянский язык, настоящей родиной которого является Флоренция, стал использоваться в массовом порядке только после Второй мировой войны и появления телевидения.
Еще одна причина кроется в том, что Италия пережила фашистский режим и по этой причине любые намеки на исключительность итальянской нации, пусть даже под "патриотическим соусом", воспринимаются с большой долей скептицизма, а порой и вызывают сильное отторжение.
Наконец, еще один немаловажный аспект связан с разочарованностью итальянцев в своих государственных институтах, которым, как правило, не удается оправдывать доверие населения, чувствующего свою полную отстраненность от процесса принятия значимых для страны решений.