Он уже претендовал на должность руководителя министерства в конце 2012 года, однако тогда пришлось остаться в роли первого заместителя, поскольку Обама отдал предпочтение Чаку Хейгелу. Отношения между министром и первым замом не сложились и последний вскоре подал в отставку.
Картер, имеющий физическое и историческое образование, никогда не служил в вооруженных силах, а пришел в Пентагон гражданским аналитиком и известен глубокими техническими знаниями о вооружениях, особенно ядерных арсеналах. Близко знаком с бюрократической и финансовой структурой ведомства. Считается скорее технократом, чем политиком.
Вопрос в том, насколько его способности подойдут для главной задачи, стоящей перед Пентагоном - борьбы с Исламским государством в Ираке и Сирии. Аналитики полагают, что его высокий интеллект и довольно жесткая манера способным привнести свежие идеи.
Однако определяющую роль сыграют не столько способности Картера, сколько отношения, которые сложатся у него с Белым домом. У Обамы и его ближайшего окружения никак не получается наладить контакт с Пентагоном и за шесть лет его президентства Картер станет уже четвертым министром обороны.
Причина такой чехарды, как указывают многие комментаторы, включая даже экс-министров обороны в первой администрации Обамы Роберта Гейтса и Леона Панетту, в том, что при действующем президенте его ближайшие советники стали вмешиваться в процесс принятия любых решений в стенах Пентагона, оттягивали на себя полномочия главы ведомства, что вызывало раздражение у министров. Центр принятия решений как никогда ранее сконцентрировался в Белом доме, а их выработкой занимается крайне ограниченный круг ближайших советников. Если говорить о внешней политике, то это, в том числе, глава аппарата Белого дома Деннис Макдоноу, советник по национальной безопасности Сюзан Райс, ее заместитель и спичрайтер президента Бен Родс. Так, пока еще остающегося на должности министра обороны Хейгела на рабочих встречах в Белом доме "задвигали" на второй план, а одной из причин его отставки считаются разногласия с Сюзан Райс по кампании против ИГ в Ираке и Сирии.
Такой подход Белого дома позволяет предполагать, что едва ли там ищут для Пентагона сильного и самостоятельного руководителя, а, напротив, хотели бы видеть в этом кресле исполнительного министра. Поэтому едва ли новый министр окажет существенное влияние на военную стратегию США.
Будет ли Картер безусловно лояльным президенту и его окружению, пока неясно, поскольку в бытность первым замом он не всегда поддерживал идеи Белого дома. Он выступал за сохранение американского военного контингента в Ираке, хотя президент явно стремился к противоположному решению.
Критически относился к одобренным Белым домом сокращениям военного бюджета.
Так или иначе, перед администрацией стоит сложнейшая, если вообще разрешимая, задача в сжатые сроки показать, что США и их союзники в состоянии дать эффективный ответ угрозе Исламского государства. Конечно на скорый разгром группировки всерьез не рассчитывают даже в Вашингтоне, признавая, что война растянется на годы. Однако за остающиеся два года у власти Обаме необходимо показать здесь хоть какой-то прогресс и от Картера будут ждать действенных подходов в узкой канве, основной контур которой будет определять Белый дом.
Надо заметить, что изначально Картер не рассматривался в качестве основного кандидата на замену Хейгелу. Об отставке последнего президент США Барак Обама объявил в начале прошлой недели, однако, как оказалось, действующего министра сняли не имея четкого представления о его замене. Подбор не заладился с самого начала.
Самым вероятным претендентом считалась бывшая замминистра обороны Мишель Флорной, ныне возглавляющая близкую к военному ведомству НПО - Центр за новую американскую безопасность. Но она взяла самоотвод. По данным газеты Politico, она не захотела быть несамостоятельной фигурой, подчиненной аппарату Белого дома. Возможно, для Флорной, имеющей хорошие отношения с Хиллари Клинтон, предпочтительнее выглядит перспектива стать министром обороны в случае победы последней на выборах президента в 2016 году.
Свою кандидатуру быстро снял и другой вероятный претендент - сенатор Джек Рид, заявив что "удовлетворен работой в конгрессе". Позже стали называть министра внутренней безопасности Джея Джонсона, ранее служившего в Пентагоне, но и тот поспешил заявить, что "не заинтересован".
Так что похоже, что кресло главы Пентагона на ближайшие пару лет отнюдь не считается перспективным местом работы. С учетом той роли, которую администрация отводит министру обороны, это и не удивительно. В конечном итоге новому министру предстоит прийти в администрацию крайне непопулярного президента на самом ее закате, взять на себя ответственность за одну из самых трудных задач, изначально имея весьма ограниченное влияние и свободу действий.