Начинают без слов: труппа просто выходит на сцену и движется по кругу, словно давая зрителю себя осмотреть. Привыкнуть и перестать гадать, какая из двух героинь-сестер "нормальная", а какая - с задержкой психического развития. Вам как зрителю это зачем? Правильно, незачем.
Темпераментная Маша Гаршина едва доходит партнерам по спектаклю до колена. Крутится колесом, читает рэп, носится, как угорелая, - нормальная дворовая девчонка. "Подрезают" друг друга автомобилисты - ну, то есть ребята-колясочники. Ковыляет на будто бы подагрических ногах пожилая мать-одиночка: это память физического действия или симптом реальной болезни? Да какая разница?
Проект придумала студентка истфака ВГУ Валерия Маламура. Заразила своей идеей руководство ТЮЗа, родного университета и областного департамента культуры. Труппу набирали, как полагается, на кастинге - песня, басня, этюд… Акцент сделали на молодежь (верхняя планка по возрасту - 37 лет).
Половину артистов нашли через городские центры реабилитации инвалидов, половина пришла "с улицы", осознанно желая попасть не в простую студию художественной самодеятельности, а именно в инклюзивную. Этот термин используют для ситуаций, когда инвалиды включены в жизнь общества наравне со всеми - а не ограничены границами некой "резервации".
- Мы проводили отбор таким образом, чтобы не подставлять человека, не обременять его тем, что ему не по силам. Среди ребят с ограниченными возможностями мы не взяли, кажется, лишь двоих или троих. С остальными можно было найти такое решение, при котором актер оказывается не настолько нездоров, чтобы не справиться, - пояснил режиссер-постановщик Вадим Кривошеев. - У нас люди выходят на сцену не для того, чтобы показать, с ними от природы или от болезни произошло. Они стараются нафантазировать персонажа по Станиславскому. Допустим, в "Коте на крыше" по сюжету только один персонаж с инвалидностью, а другие актеры играют здоровых людей. Это дает им возможность почувствовать свою полноценность. В процессе работы я понял, что особым артистам мешает в большей степени не физиология, а "замочек" в голове, который может раскрыться. И наша задача его расшатать, чтобы они не замыкались и больше верили в себя.
Первая пьеса, так уж вышло, тематическая - о любви слепого музыканта и его соседки по дому, которая поехала учиться в столицу, но вернулась, потому что поняла ценность настоящего чувства. Текст сочинил профессор филфака ВГУ Дмитрий Чугунов. Исполнитель главной роли тоже почти не видит и пишет романтические песни.
- Я учусь вокалу в академии искусств. В театр попал случайно - пригласила знакомая на кастинг. А теперь вот даже не представляю свою жизнь без театра, - рассказал 31-летний Алексей Попов. - Примерно раз в месяц мы выступаем в ТЮЗе, каждую неделю есть занятия с педагогом по актерскому мастерству, да и так - постоянно "Вконтакте" переписываемся, созваниваемся. Как вторая семья уже. Это море позитива, эмоций, общение, восторг! Не передать словами. Я на сцене, нам аплодируют - что с этим может сравниться…
Юлю Ломакину поначалу к сцене не тянуло. Попросили сходить на прослушивание - ну, сходила. Девушка тогда училась на резчика по дереву и бересте в центре реабилитации в Отрожке. Сейчас львиную долю времени отдает "Театру равных":
- Добираться в центр из Тресвятского, где я живу, очень долго. Но мне интересно, вот и езжу - сама, без сопровождающих (с Юлиным ростом забираться в маршрутку - все равно что штурмовать "Форт Боярд". - "РГ"). Работы своей у меня нет: инструменты купить пока не на что, материал зимой взять особо негде. В следующем году планирую пойти на повышение квалификации, ну и, дай Бог, театр оформится и поможет мне заниматься своим делом в будущем. Приятно для людей выступать.
На репетициях режиссер ищет особый подход не только к особым артистам. Индивидуальная работа нужна с каждым человеком, тем более если это ранимая творческая личность.
- Делать небольшую оглядку на диагноз приходится (как и на то, что у кого-то работа, у кого-то учеба, у кого-то семейные дела), но, как правило, на любое задание ребята откликаются с готовностью: "Да, я смогу, я сделаю, я натренируюсь!" - подчеркнул Кривошеев. - Вот в спектакле по рассказам Платонова наш Витя с достаточно серьезными нарушениями здоровья должен был выполнить ритмический рисунок при помощи стула. Я ему растолковал, почему надо именно так, он сделал большие успехи за полчаса. Я видел работы московского "Театра простодушных" (где играют актеры с синдромом Дауна. - "РГ") - это примерно то же, к чему стремимся мы. Хотим дать понять, что средствами театра можно проводить терапию, объединять и увлекать молодежь. В "Театре равных" никто не ущемлен ни в плане успехов и поощрений, ни в плане требований и ответственности за то, что ты творишь.