Мария Городова: Что мы знаем о земной жизни Богородицы

"Маша, здравствуйте! Заметила, что последнее время Вы уделяете больше внимания вопросам с подковыркой, а нормальные читатели остаются за бортом.

А ведь сколько людей готовы от чистого сердца прийти к Богу, но им мешает религиозная неграмотность. И я, не скрою, такая же дремучая в вопросах веры. Хотя за спиной филфак и второе высшее, экономическое. Но зайдешь в церковь, постоишь там, ничего не понимая, да и вернешься домой с ощущением двоечницы, лишней на этом "празднике жизни". Вопросов у меня много, начну с детского. Когда мы с одиннадцатилетним внуком Вадиком этой весной были во Франции (отец Вади решил поощрить его изучение французского) и попали в Notre Dame de Paris, он вдруг удивленно спросил: "А что, их la Madone и наша, которая у тети Вали в деревне в углу висит, - одно и то же?" То, что Мадонна, или Дева Мария, - это Мать Христа, Богородица, я Вадику пояснить еще смогла, но ничего другого, к моему стыду, добавить не сумела".

Ольга Сергеевна

Ольга Сергеевна, спасибо за искренность. Как Вы точно выразились про праздник жизни! Господь действительно дарует нам Жизнь, и посещение Церкви для многих верующих не рутинное событие, не обязаловка, а праздник Встречи с Богом. Только на эту Встречу Господь приглашает всех: и двоечников, и отличников. Но чтобы все-таки мы не чувствовали себя отстающими, давайте ликвидировать пробелы. Сейчас, когда вся Церковь живет подготовкой к встрече Рождества Христова и этому посвящен отдельный сорокадневный Рождественский пост, самое время разобраться: а что мы знаем о Матери Иисуса Христа? Она вдохновляла гениев, ей посвящали свои творения живописцы, архитекторы, скульпторы, музыканты, поэты. Знаменитая "Ave Maria" и Сикстинская Мадонна, Собор Парижской Богоматери и Пьета Микеланджело. А еще Успенский собор в Московском Кремле, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли и сотни не столь прославленных храмов, освященных в честь Богородицы. Владимирская икона Божьей Матери, Смоленская, Казанская, Иверская, Скоропослушница, Целительница... А еще богородичные иконы "Утоли мои печали", "Взыграние младенца", "Нечаянная радость", "Прибавление ума", "Спорительница хлебов", "Помощница в родах", "Неупиваемая чаша", "Всех скорбящих радость", "Взыскание погибших"... Много, более двухсот, в дореволюционных справочниках. Мы о них еще обязательно напишем, так же как и о молитвах Богородице. Но начнем с начала.

В Евангелии о Богородице рассказывается не так уж и много. В Евангелии от Иоанна вообще говорится "о матери Иисуса". Святые евангелисты Матфей, Марк и Лука называют Ее Марией, что на древнееврейском означает "возвышенная", "превознесенная". Те немногие факты, что нам известны, бережно сохранены для нас Священным преданием.

1Согласно Священному преданию Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким и Анна (кстати, Иоаким происходил из рода царя Давида) были женаты уже двадцать лет, но детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на большой праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично отверг ее. Дело в том, что бесплодие в те времена считалось знаком Господней немилости, великим наказанием Божьим за грехи. Обиженный, со стыдом и горечью Иоаким, у которого публично не приняли жертву, удалился из храма и не осмелился возвратиться домой.

Иоаким решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился и послал им с Анной ребенка. До Анны дошли вести о том, что произошло в Иерусалимском храме, и, опечаленная, она стала молить Господа, чтобы Он даровал им ребенка, и пообещала, что посвятит его Богу. Анна вложила в молитву всю свою душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий и сказал: "Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа. Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру и наречется Она Марией". Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется как один из великих праздников (21 сентября).

2Согласно обету святые праведники Иоаким и Анна посвятили своего ребенка Богу. Когда Марии исполнилось три года, они привели Ее к храму в Иерусалиме и поставили на первую из пятнадцати ступеней, ведущих в храм. И тут совершилось великое знамение. Никем не ведомая и не поддерживаемая, трехлетняя Мария взошла по лестнице. Все окружающие были поражены, и священник, подчиняясь какому-то таинственному вдохновению, взял Марию и повел Ее за собой в сокровенную глубину храма, в "Святая Святых" - место, куда не позволялось входить не только никому из женщин, но куда не ступали даже и священники. Только первосвященники могли входить туда, да и то один раз в год, неся с собою жертвенную кровь. Все были поражены необычностью происходившего. В этом событии очень много символичного, и оно отмечается как праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Этот день почитается великим праздником, и в церковных песнопениях его называют "предвестием Божьего благоволения к людям". С этого дня во время утрени в церквях начинают петь "Христос рождается..." Так трехлетняя Мария была введена во храм и находилась там до четырнадцати лет.

3По обычаю того времени, после достижения четырнадцатилетия Мария уже не могла больше оставаться в храме: Она должна была либо вернуться к родителям, либо выйти замуж. Праведные Иоаким и Анна к тому времени уже умерли, но, когда священники решили выдать Марию замуж, Она сказала, что дала обет Богу остаться навсегда Девой. Тогда священники, вначале не знавшие, как поступить, по Божественному внушению обручили Ее с дальним родственником, восьмидесятилетним старцем Иосифом, чтобы он оберегал Марию и заботился о Ней. Иосиф Обручник тоже происходил из рода царя Давида, но был человеком небогатым и добывал себе хлеб плотническим ремеслом.

4И вот наступает великий момент в жизни Марии: Благовещение. Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии с тем, чтобы он сообщил ей благую весть. Давайте прочитаем, как это событие описывает св. евангелист Лука: "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего". Мария в смятении, Она недоумевает и спрашивает у ангела: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" И ангел говорит Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". И тут очень важный момент. Удивительно, что отвечает Мария: "тогда Мария сказала: се (т.е. вот. - М.Г.), Раба Господня; будет Мне по слову твоему". Это слова полной отдачи Себя в руки Божии. Святой Григорий Палама считал, что Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божьей Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божьей. Мария полностью отдает Себя воле Божьей: "се Раба Господня, да будет мне по слову твоему..."

5Затем в Евангелии от Луки рассказывается о внешне, казалось бы, достаточно земном и человечески понятном событии - встрече двух родственниц: Девы Марии и праведной Елисаветы, у которой должен был родиться сын, будущий Иоанн Предтеча. Сказано, что "когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" Эти слова приветствия, которыми, по наитию Святого Духа, Елисавета обратилась к Деве Марии, продолжая приветствие архангела Гавриила, ложатся в основу первой богородичной молитвы, которая называется "Песнь Пресвятой Богородицы". И каждый раз, когда мы, молясь, произносим: "Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою...", мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они нам всем были ниспосланы.

Продолжение следует

Молитва "Вопль к Богоматери" (читается в скорбях)

О чем молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь все видишь, знаешь Сама, посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, все претерпевшая, все премогшая, все поймешь. Ты, повившая младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнет горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенет греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила ее и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришел, я стою, я жду Твоего отклика, о Богоматерь, о, Всепетая, о, Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Пречистым ногам Твоим, Владычице! Дай всем, кто зовет Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе.