Коган: Около 120 управляющих компаний области не пройдут лицензирование

Жители Чехова несколько месяцев оплачивали из своих кошельков работу городского светофора - такую "коммунальную" услугу им в платежки включала управляющая компания. В Балашихе УК бросила на произвол судьбы жилой дом со вскрытой для ремонта крышей, и первым дождем его пролило до подвала. В Сергиевом Посаде люди ежемесячно получали по три платежки от трех разных компаний. Глава областной Госжилинспекции Александр Коган подобных историй может рассказать не один десяток. Если ли управа на недобросовестные УК? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ".

Александр Борисович, в прошлом году Госжилинспекция составила рейтинг управляющих компаний, поделив их на "белые" и "черные". Что это дало жителям?

Александр Коган: Из 716 работающих в области УК в черном списке оказались 52. Еще 283 попали в приграничную зону риска. 18 представителей черного списка из Подмосковья ушли, еще 30 начали оперативно реагировать на обращения граждан и стараются в следующем рейтинге занять более высокие позиции.

По каким критериям составляется рейтинг?

Александр Коган: Смотрим на финансовое самочувствие компании, наличие долгов перед ресурсниками, штрафов, предписаний, которые не исполняются. По каждому показателю начисляем баллы. Итоговая сумма и определяет место компании в рейтинге. Вводим и новый критерий - общественное мнение: пусть жители оценят работу УК. Бывают случаи, как, например, в Рошале, где управляющая компания ничего не делала, только деньги с людей собирала, а показатели были идеальные.

И что, вы дошли до каждой из 716 УК?

Александр Коган: В этом году проверили 204 УК планово. А еще поступают обращения жителей - около 3,5 тысячи в месяц. Поэтому до некоторых компаний доходим даже не по разу.

На что чаще всего жалуются жители?

Александр Коган: На завышенные платежки, уборку снега на межквартальных дорогах, зашитую" в некие доп. услуги, расчет по нормативам при наличии счетчиков... Много жалоб на то, что вместо горячей воды из крана течет чуть теплая, холодные батареи. Если жалобы подтверждаются, требуем произвести перерасчет оплаты. Так в этом году вернули жителям более 140 млн руб.

И все жалобы подтверждаются?

Александр Коган: Год назад подтверждалась каждая третья, сейчас - каждая десятая. Значит, управляющие компании перестали наглеть, внимательнее относятся к своим обязанностям. У Госжилинспекции девиз: житель всегда прав!

Может быть, панацеей от светофоров в платежках должны быть не жилищные инспекторы, а единый расчетный центр, который возьмет на себя роль "путепровода" финансовых средств от граждан к поставщикам услуг и ресурсов. Его создание в Подмосковье идет как-то очень неспешно...

Александр Коган: Сложно быстро выстроить систему ЕИРЦ, если речь идет не о городах федерального значения как Москва и Санкт-Петербург с их едиными тарифами. В нашей области более 300 поселений, и в каждом - свои системы тепло- и водоснабжения, своя тарифная политика. Сегодня уже 16 районов и городских округов "заведены" под единый областной расчетный центр. Но вот, к примеру, пришли в Сергиев Посад. Там за семь лет пять глав сменилось, одного убили в коммунальных разборках, а управляющая компания "ПосадЭнерго" непотопляема. Обнаглела до такой степени, что при 97-процентной собираемости платежей с населения накопила долгов на 300 млн руб, а очередному главе выставила условия: хочешь, чтобы мы погасили долги? Помоги с кредитами, с модернизацией. Пока искали на компанию управу, она разбилась на две "дочки", которые зашли на управление жилым фондом, и обанкротилась. Пошли с проверками: ни одного собрания не проводилось, подписи жителей поддельные, инициаторы передачи жилфонда "дочкам" - кто недееспособен, кто в тюрьме, кто в Америке. В результате 5 уголовных дел, директор и учредители под стражей. Но передача баз данных, принадлежащих УК, - только через изъятия, которые длились полгода. А ведь эту базу, прежде чем отдавать в ЕИРЦ, еще и выверить надо.

А что со "Славянкой", которая обслуживает военные городки?

Александр Коган: Ее проблема не в том, что плохо работает, а в том, что ее работа строится по иной системе. Насколько я знаю, эту управляющую компанию сейчас передают в "Оборонстрой". Хотят ее реформировать, сделать более эффективной, мобильной. Самый оптимальный выход - передача городков в муниципальные образования. Тогда там будут работать обычные управляющие компании, по единым для Подмосковья правилам. Дома войдут в программу капремонта жилья и, учитывая изношенность жилищного фонда военных городков, далеко не последними в очереди. Сейчас ни один дом "Славянки" в программе не участвует.

Из 93 военных городков нам уже переданы 24. Однако и с передачей все не так быстро. В Софрино, например, уже несколько месяцев не могут принять котельную. Ни одного документа нет, ни на чьем балансе не стоит, приходится через суд оформлять. Иначе невозможно тратить на ее реконструкцию бюджетные деньги, выделенные губернатором для того, чтобы на первых порах поддержать коммунальную инфраструктуру переданных военных городков.

Федеральное законодательство разрешило Госжилинспекции выходить в суды в защиту неопределенного круга лиц. Сколько уже исков в судах?

Александр Коган: Подано более 80 исков. С согласия федеральных властей эти полномочия мы прописали себе в мае, на федеральном уровне они появились спустя два месяца. И суды поначалу иски не брали - практики такой в стране нет, базы законодательной нет... Поэтому пока все иски в процессе. Мы ничего еще не выиграли и не проиграли. Но уже есть случаи, когда управляющие компании, не дожидаясь завершения судов, исправляют то, за что мы с ними судимся. А судимся за перерасчеты, за неисполнение предписаний например, по ремонту домов.

Александр Борисович, и напоследок. По закону с 1 мая 2015 года управляющие компании не смогут работать без лицензий. Сколько подмосковных УК, на ваш взгляд, не пройдут лицензирование?

Александр Коган: Порядка 120. Пострадает ли от этого рынок? Нет. В Одинцовском районе у нас больше 40 УК, и он тонул в жалобах. А в Реутове, к примеру, работают семь компаний, и на них люди почти не жалуются.

Кстати

Круглосуточная "горячая линия" Госжилинспекции: 8-800-550-50-30