Тут не только стеб образца 1917 года, обыгрывающий тот факт, что большевики тогда получали деньги от немцев:
"Г. Ленину лично
М А Н И Ф Е С Т Л Е Н И Н А
Кайзеровой Милостью Мы, ЛЕНИН I, и Король провокаторов Немцев, Шпионов и Фараонов, и прочей и прочей и прочей чёртовой твари.
Повелеваем всем моим подчинённым верным слугам Временное Правительство арестовати, Вильгельма Кайзера в Петроград допустити..."
(И так далее в том же духе...)
Тут не только проблемы маленьких людей - нам, может быть, кажущиеся маленькими, но для них очень и очень большие. Как, например, это письмо студентки 1918 года: "Желание быть на Вашем чествовании, товарищ Ленин, обошлось мне слишком дорого: пришлось простоять пять часов в очереди за билетом без галош и в подбитой ветром кофточке, да ещё в сырую погоду, и в результате - я простудилась. Вечером я всё же таки поехала в Большой Театр, но празднество в честь Вас не состоялось, и я должна была вернуться ни с чем. То есть не ни с чем, а с кое-чем: на следующий день я почувствовала себя совсем скверно..."
Или вот это: "Прошу Вас, товар. Ленин, как сочувствующего беднейшему классу в смысле просвещения его во всех видах науки, открыть 1-ую Советскую школу изучения оккультных наук с отделениями".
Нет, тут и "политика". И не тягомотно-наукообразные тексты, а вполне ясные и доходчивые оценки объектов политики - тех, кого называют простыми гражданами. И притом таких, что проще некуда - рабочих и крестьян. То есть тех, кого многие и сейчас считают сторонниками Ленина и большевиков. Вот письмо из мая 1917-го:
"Г-н Ленин!
Я крестьянин и верный сын России был и буду. Вместе с ней я переживаю её радости и горе. Я ненавидел старый строй и вообще ненавижу всякие насилия над личностью человека и его имуществом. Случайно я послушал, что Вы и Ваши товарищи говорят Русскому народу с балкона Кшесинской 19. Я и многие пришли в ужас от Вашей проповеди. Вы проповедуете насилие, произвол и полную анархию, приятную только врагам, хулиганам и любителям чужой собственности. Неужели Вам не стыдно?!"
А вот письмо красноармейца из 1918 года: "Ты вторгся в ряды революции и не дал собраться Учредительному собранию. Ты обманул народ, обещая ему полную свободу, землю. Ты говорил: долой тюрьмы, долой расстрелы, долой солдатство, пусть будут наёмные, обеспеченные кругом. Ты обещал золотые горы и райское житьё, но где всё это?... Ты отнял у народа свободу и теперь лицемеришь под словом "свобода" вместо того, чтобы из тюрем сделать школы. Тюрьмы полны невинными жертвами. Вместо того чтобы запретить расстрелы, ты устроил террор и десятки сотен народа беспощадно расстреливаются ежедневно. Ты остановил промышленность, этим сделал рабочих голодными, разул и раздел народ, запретил вольную торговлю, и народ сидит без рубашки, без сапог".
***
В 1980 году, когда в Москве проходила летняя Олимпиада-80, без рубашки и сапог уже не сидели. Но накормить спортсменов и гостей Олимпийских игр на уровне мировых стандартов плановой социалистической экономике все еще было непросто. Накормить-то накормили - но... с помощью капиталистических США и Финляндии. Мелкая расфасовка растворимого кофе и чёрного молотого перца, сырная и колбасная нарезка - "ни у одной из стран "соцлагеря" таких возможностей не оказалось. То же и с баночным пивом, и с кока-колой. И все равно часть высшего советского руководства ворчала: "Зачем нам этот скипидар напополам с лимонадом?! Зачем нужно везти этот напиток в Россию, если у нас есть прекрасный русский квас, у нас минеральные воды, наконец, тонизирующие прохладительные напитки типа "Байкал"
Обо всем этом и о другом, что помогло не ударить в 1980-м в грязь лицом перед Западом, - читайте в том же номере "Родины".