Инициатором этой весьма непростой экспедиции выступило Русское авиационное общество. Надо сказать, инициатива нашла немало сторонников за океаном. В США Фонд полетов "BRAVO 369 Flight Foundation" и Русское авиационное общество подписали меморандум об организации и участии в совместном проекте "Аляска-Сибирь 2015". Для реализации проекта образован Оргкомитет во главе с дважды Героем Советского Союза летчиком-космонавтом А.А. Леоновым.
Самолеты, предоставлявшиеся Советскому Союзу по ленд-лизу, доставлялись в нашу страну морским путем на транспортных судах и своим ходом, в том числе по трассе Грейт-Фолс (штат Монтана) - Фэрбанкс (Аляска) - Красноярск (Сибирь). Самолеты пролетали над территорией США около 5000 км. Над территорией СССР только до Красноярска - 6400 км. А дальше разлетались по фронтовым местам назначения. В общей сложности американские машины, прежде чем вступить в состав советских ВВС, пролетали около 14000 км. Это, кстати, говорит об их надежности.
Перегоночная трасса Аляска - Сибирь действовала с 1942 по 1945 год.
Всего в СССР из США по этому маршруту перелетело 7926 самолетов. И они внесли немалый вклад в нашу общую Победу.
Американские истребители пользовались популярностью среди наших асов. На Bell P-39 "Airacobra" летал знаменитый Александр Покрышкин - трижды Герой Советского Союза. Летая на американской "воздушной кобре" с весны 1943-го до мая 1945-го, он сбил 48 вражеских самолетов, доведя счет своих личных побед до 59.
К концу Великой Отечественной войны американские истребители Р-39N и Р-39Q являлись основными истребителями, которые СССР получал по ленд-лизу. Всего в СССР было отправлено 4952 из 9584 произведенных машин этого типа.
В нашу страну поставлялись самые различные самолеты - истребители, бомбардировщики, разведчики, транспортные и пассажирские. К величайшему сожалению, ни одна из них у нас не сохранилась. А вот на Западе отношение к исторической технике совершенно иное. Наиболее раритетные образцы там берегут, поддерживая их работоспособность на протяжении десятилетий. Если машину сохранить не удается, создают ее точную копию, так называемую реплику, и показывают в действии. Это всегда производит завораживающее впечатление.
Стыдно сказать, но пилотажная группа, состоящая из реплик советских истребителей И-16, летает не в России, а в далекой Австралии.
Наши соотечественники, увы, могли видеть самолеты, бившиеся в небе Второй мировой, только если попадали на зарубежные авиашоу. Ситуация изменилась буквально несколько лет назад. В Россию на аэродром в Жуковском для участия в салонах МАКС и больших авиационных праздниках стали прилетать раритетные гости из-за рубежа. И в 2015 году группа американских самолетов-ветеранов, взлетев в США в мае, преодолев расстояние в тысячи километров, должна приземлиться в Жуковском в канун открытия Международного авиационно-космического салона. Боевые самолеты далеких сороковых годов станут полноправными участниками воздушных показов все время работы МАКС-2015. А затем, как предполагается, часть из них останется в России для показа не только в Москве, но и в других городах страны.
Презентация проекта "Аляска-Сибирь 2015" состоялась на прошлой неделе в музее Вооруженных сил РФ. Кроме того, были представлены две интереснейшие хорошо изданные монографии: "Русская авиация в Первой мировой войне" и "Дальняя авиация. Век в полете".
Даже в год столетия начала Первой мировой о сражениях первых русских асов рассказывалось мало. А ведь среди них были настоящие герои и выдающиеся мастера воздушного боя. И дальняя бомбардировочная авиация зародилась именно в России. Первыми полноценными бомбардировщиками были "Ильи Муромцы". А сегодня самые мощные и самые красивые в мире стратегические ракетоносцы - наши "Белые лебеди" Ту-160.