Эксперты утверждают, что главный креатив российского рейдерства заключается в том, что недобросовестные предприниматели нашли способы использовать государственные институты как тяжелое оружие в своей незаконной конкурентной борьбе. Действительно, сложно найти более тяжелое испытание для бизнеса, чем уголовное преследование владельца: предприниматель рискует потерять все - свободу, честное имя, свое дело, имущество...
С давлением силовых органов на бизнес власти борются уже больше десяти лет. Неоднократно звучали жесткие указания президента прекратить "кошмарить бизнес". Еще в январе 2012 г. на самом высоком уровне предлагалось исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют делать из хозяйственного спора уголовное дело на одного из участников...
По оценкам, немало людей в погонах по-прежнему остаются "деловыми партнерами" и наемниками рейдеров, а суд - последней мерой воздействия на принципиального предпринимателя. По данным Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, в 2012 - 2013 гг. причиной 56,7% обращений в его адрес являлось именно незаконное уголовное преследование бизнеса. По данным МВД, в период с января по сентябрь 2014 года доля тяжких и особо тяжких правонарушений в общем числе экономических преступлений составила 62%. Более того, состав преступлений, вменяемых бизнесменам, зачастую отягчается.
Одним из последних примеров такой правовой патологии стал очередной виток конфликта вокруг "Тольяттиазота". На прошлой неделе глава совета директоров этой компании Сергей Махлай признался, что пока не рискует возвращаться в Россию, поскольку один из миноритарных акционеров сказал ему о возможном уголовном преследовании. Махлай расценил эти слова как угрозу. "По нам бьют из тяжелых орудий: возбуждаются уголовные дела, безостановочно ведутся допросы менеджеров компании, обыски в офисах. Это мешает стабильной работе предприятия и дестабилизирует коллектив", - отметил Махлай.
К сожалению, и предприниматели не стесняются открыто использовать правоохранителей в своих разборках. Казалось бы, силовые структуры больше всех должны быть заинтересованы в том, чтобы очистить свое доброе имя от ярлыка "дубинки рейдеров". Однако вместо неоднократно озвученной на высоком уровне позиции по декриминализации бизнеса, почему-то предлагаются новые поправки в Уголовный кодекс. Например, в случае их принятия, неисполнение предпринимателями своих обязательств по договорам с государственными структурами или с бюджетными организациями предлагается рассматривать как мошенничество с наказанием на длительный срок.
Эксперты полагают, что первым результатом работы этих поправок может стать практика арестов бизнесменов на период предварительного расследования. В настоящее время, несмотря на прямой запрет в законе заключать под стражу предпринимателей, следственные органы и суды иногда арестовывают их на стадии следствия. Инициатива силовиков может быть направлена на оправдание этой, мягко говоря, не совсем безупречной с точки зрения права практики.
Это крайне странный поворот законотворческой мысли. Ведь еще совсем недавно развитие права в России шло в диаметрально противоположном направлении. Два года назад, в октябре 2012 года, министерство экономического развития разработало законопроект, предлагавший штрафовать в размере 200 тысяч рублей и даже лишать свободы сроком до 5 лет сотрудников полиции за незаконное уголовное преследование предпринимателей. Документ вызвал широкое одобрение в экспертной среде. Ведь в нем также предлагалось отнести ряд статей УК, по которым полицейские часто заводят дела на предпринимателей, к сфере частно-публичного обвинения, где дела могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего или его законного представителя.
Несмотря на широкую поддержку в среде юристов и бизнесменов, этот проект оказался забыт. Так же, как не получили должного внимания предложения главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина по поводу создания межведомственной рабочей группы, где бы совместно работали специалисты из различных заинтересованных ведомств, обменивались опытом работы в рамках этой группы. Без этой меры эффективное решение проблемы представляется маловероятным. Ведь, как заметил Бастрыкин, практика расследования уголовных дел о рейдерстве показывает, что почти во всех случаях помощь рейдерам оказывают чиновники органов государственной власти и местного самоуправления.
"Нередко сотрудники правоохранительных органов тоже оказывают "помощь" захватчикам: изымают носители информации с реестрами акционеров, а потом вносят в них изменения. В помощь рейдерам возбуждаются заказные уголовные дела. Не гнушаются участием в рейдерских захватах и представители выборных органов. Они инициируют депутатские запросы, искажают освещение событий в СМИ, выполняют другие заказы рейдеров", - отмечал Бастрыкин в своем интервью СМИ несколько лет назад.
Другая причина острой потребности создания в России специального органа по проблеме рейдерства, возможно, из представителей нескольких ведомств состоит в том, что это дела повышенной сложности, поскольку схемы рейдерства постоянно меняются. Например, рейдер покупает небольшой пакет акций или долю в хозяйствующем субъекте, под видом защиты своих прав дестабилизирует работу фирмы, обращаясь с надуманными заявлениями в правоохранительные и контрольные органы. Одновременно рейдер идет в суд и требует наложить арест на имущество, приводил пример Бастрыкин. Цель жалоб и исков - вынудить компанию выкупить у него акции или долю по цене в десятки, а то и в сотни раз превышающей их рыночную стоимость.
Несмотря на большое внимание к этому болезненному вопросу и ряд заметных нововведений за прошедшие пять лет принципиально суть проблемы не изменилась. Например, в уже упомянутом конфликте одного из миноритариев с "Тольяттиазотом" атаки строятся по одной схеме: возбуждаются все новые уголовные дела, аналогичные предыдущим, уже прекращенным. Махлай рассказал о том, что были сказаны миноритарием слова, связанные с уголовным преследованием его и других топ-менеджеров "Тольяттиазота", в случае, если он не согласится на условия миноритария по продаже предприятия. Эти слова председатель совета директоров "Тольяттиазота" расценил как угрозу. Миноритарию "Тольяттиазота" даже было предложено выкупить его пакет акций. Но продавать их все же миноритарий отказался, возможно, посчитал, что может попытаться заполучить всё предприятие, это ему выгоднее.
На самом деле, как утверждают эксперты, борьбе с рейдерством в нашей стране мешают не столько законодательные проблемы, сколько криминал и коррупция госорганов. Административный ресурс привлекается в 10-15% случаев рейдерских захватов. Многим предпринимателям приходится платить чиновникам, чтобы защититься от рейдерских атак. И в целом ни одного захвата не происходит без участия коррумпированных персон в судах, нотариальных конторах и прочих органах.
Похоже, для решения этой проблемы, теперь уже действительно, просто необходимо создание межведомственной рабочей группы с привлечением для совместной работы специалистов из различных заинтересованных ведомств. Иначе каждое ведомство будет всеми силами отстаивать свои интересы, стараясь обвести вокруг пальца государственные власти с их требованиями, и принося в жертву своим политическим и материальным интересам российский бизнес и инвестклимат.
Происходящее сейчас не дрейф отдельных госорганов в сторону реакции, как полагают иные опрошенные нами эксперты, а лишь последние всплески отмирающей патологической традиции. Вероятно, новый диагноз характеру взаимодействия государства в лице силовых органов и бизнеса можно будет поставить уже этой зимой, когда законопроект МВД пройдет все этапы согласования. Тогда же будет понятно, готовы ли силовики безупречно встать на сторону закона.