В Минске прошла коллегия глав минобразования Белоруссии и России

Союзное государство достигло немалых успехов в построении общего образовательного пространства. Подписано более 600 договоров различного уровня, проведена огромная работа по объединению материального и интеллектуального потенциала.

- Системы образования двух стран стали ближе, устранены многие различия в правовом регулировании, - отметил министр образования Беларуси Сергей Маскевич, предваряя заседание совместной белорусско-российской коллегии с участием Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси. В заседании принял участие Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота.

Важной особенностью развития высшей, средней и профессиональной школ двух стран должно стать обеспечение сопоставимости содержания обучения. В качестве перспективных направлений дальнейшего развития сотрудничества министр выделил вопросы организации и методического сопровождения процесса образования и аттестации обучающихся. Требуют гармонизации национальные системы квалификаций, профессиональных стандарты, классификаторы профессий.

- Главное, на что будет сфокусировано наше внимание сегодня - это инновационные научно-технические проекты и взаимодействие университетов по подготовке кадров для инновационной экономики, - подчеркнул министр. - Есть острая необходимость объединить усилия в этом направлении. Нам нужно быть самодостаточными, использовать совместные ресурсы преподавательские и технические базы, лаборатории, электронные библиотечные системы.

В качестве положительного примера министр назвал форумы вузов Союзного государства инженерно-технологического профиля, инициаторами проведения которых стали Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского и Белорусский национально-технический университет. За два года в крупнейшем мероприятии приняли участие более 30 учебных заведений. Результатом сотрудничества стала разработка научно-технической программы для машиностроительного и оборонного комплекса. Подготовлен проект создания белорусско-российского молодежного центра.

- Было бы хорошо, чтобы такие форумы стали постоянным проектом Союзного государства, который бы объединял и профессуру, и молодых преподавателей, и студентов в качестве площадки постоянного взаимодействия, где бы мы соотносили свои достижения и вырабатывали оптимальные совместные проекты, - такое пожелание высказал Сергей Маскевич. Ни в Беларуси, ни в России пока не реализованы все условия по созданию экспериментально-производственных инновационных предприятий, где талантливые студенты и молодые ученые могли бы удовлетворять свои амбиции.

И зарабатывать деньги собственным умом. Госорганы и Постоянный Комитет Союзного государства могли бы принять в этом проекте самое активное участие, предложив гранты на инновационные проекты. Говорили специалисты и о развитии дистанционного обучения, повышения мобильности учащихся и аспирантов, повышения рейтинга вузов, в том числе и с учетом перспектив трудоустройства выпускников.

Наметилось плодотворное сотрудничество между вузами приграничных областей. Ведущую роль в этом взаимодействии играют вузы Могилевской, Гомельской, Смоленской и Брянской областей.

В качестве будущих совместных проектов в планы двух министерств внесены: организация экспериментальных площадок по апробации практик обучения и воспитания, создание постоянно действующего информационного портала, посвященного вопросам подготовки кадров в учреждениях профессионального образования, открытие совместных учреждений образования, правовое регулирование реализации сетевого обучения, возможность получения и легализации "двойных" дипломов выпускниками учреждения образования, совместная разработка и реализация программ Союзного государства.

- Планируем договориться с коллегами о создании нескольких колледжей с современной экспериментальной учебно-лабораторной базой в сфере ресурсов и энергосбережения, - приоткрыл планы на будущее Сергей Маскевич. - На следующий год - это один из важных совместных проектов.

По словам белорусского министра, он обсуждал с российскими коллегами варианты создания колледжа в Смоленской области и в Беларуси, в Горках, например. Идея родилась не на пустом месте. Президент России поставил задачу создания в стране 50 суперсовременных колледжей. Однако с учетом более высокого уровня развития профтехобразования в Беларуси учебные заведения могут быть совместными.

Не случайно принимавший участие в заседании совместной коллегии Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота готов обсуждать финансовую поддержку перспективных проектов:

- Обычно из бюджета Союзного государства на реализацию совместных программ направляется около 2,5 млрд российских рублей в год. Это те деньги, на которые вполне можно рассчитывать. Я призываю активнее предлагать новые идеи.

Тем более что в стадии разрешения находится вопрос интеллектуальной собственности, ставший камнем преткновения для коммерциализации разработок, полученных по итогам реализации союзных программ. Скорее всего, право собственности на интеллектуальные продукты достанется тем институтам, которые участвовали в разработке ноу-хау. Григорий Рапота также обратил внимание, что стороны еще не полностью отработали механизм вступительных экзаменов при поступлении белорусов в России и россиян в Беларуси в высшие технические заведения с учетом централизованного тестирования в Беларуси и ЕГЭ в России. "Нужно также развивать сотрудничество по переподготовке кадров, есть вопросы по Белорусско-Российскому университету", - сказал он. Кроме того, Государственный секретарь предложил обсудить тему медицинского обеспечения белорусских студентов в России и российских - в Беларуси, а также перспективы дальнейшего развития совместных студенческих строительных отрядов.

С намерением обсудить 17 новых предложений из сферы био- и нанотехнологий, медицины, информационно-коммуникационных, космических, лазерных исследований принял участие в коллегии председатель Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси Александр Шумилин.