Откуда этот ваш давний интерес к театру?
Михаил Шемякин: С юных лет меня окружал театр. Моя мама - актриса Юлия Предтеченская - окончила курс Бориса Зона в Ленинградском театральном институте. До войны работала у Николая Акимова в Театре комедии, во время войны - в гарнизонах и частях, создавала драмкружки. Служила актрисой-кукловодом в театре у Евгения Деммени, а переехав в Париж, создала там театр марионеток. Отец, военный, создал ансамбль танцев народов Северного Кавказа, превосходно сам танцевал. В юном возрасте я выступал в этом ансамбле, лихо отплясывая лезгинку.
Как сказал поэт, все мы смешные актеры в театре господа Бога. Все живем в театре, иногда комичном, иногда печальном, а в России - всегда с элементами и моментами Хармса. Философия моей жизни проста: Родину не выбирают, ей служат!
Чем еще любопытна выставка?
Михаил Шемякин: Ради нее пришлось в нашем фонде убрать экспозицию "Метафизическая голова". Здесь костюмы из разных балетов. Я когда-то делал перформанс "Великое посольство" в Венеции, и сейчас мы со Славой Полуниным, размышляем, как русскому карнавалу завоевать свое достойное место на карнавале Венецианском.
Чем еще порадуете в ближайшее время?
Михаил Шемякин: Работаю над тремя либретто. Для московского театра Стаса Намина пишу сценарий о жизни русских эмигрантов и изгнанников 1980-х. Спектакль так и называется: "Нью-Йорк. 80. Мы!" В нем будут сочетаться элементы мюзикла, рок-оперы и драмы. На сцене появятся знаковые фигуры тех лет, многие из которых ушли в миры иные. Зритель узнает танцовщиков Рудольфа Нуриева, Наташу Макарову, Мишу Барышникова, Сашу Годунова, из литературных - Юрия Мамлеева, Эдика Лимонова с его супругой, длинноногой манекенщицей и поэтессой Леночкой Щаповой, маэстро перформанса и поэтической белиберды Константина Кузьминского... И, наконец, ваш покорный слуга - хулиган и сквернослов (как говорил в своем романе Лимонов). - Михаил Шемякин. "Вживую" будут идти записи поэтов, на экране документальные кадры.
Для Театра Наций, которым руководит Евгений Миронов, разрабатываю сценарий нескольких перформансов на тему моих графических работ "Тротуары Парижа". Одновременно в музее у Васи Церетели предполагается выставка моих работ на тему "Тротуары Парижа" А для Нью-Йоркского театрального мира мы вместе с Колманом де Кэй, братом моей супруги Сары, который много лет пишет песни и либретто для бродвейских мюзиклов, работаем над новым мюзиклом "История Машеньки и Щелкунчика".
Кроме того, на днях заканчиваю работу над иллюстрациями к книге замечательных стихов и остроумнейших эпиграмм моего любимого актера Валентина Гафта. Сдаю десятилетний труд, совместный с искусствоведом Любовью Гуревич - шестисотстраничную книгу "Круг Шемякина", где описаны и ярко проиллюстрированы 1960-е годы Ленинграда и Москвы.
Будут в этой книге художники, поэты, писатели, композиторы, философы, "чайники" и даже колдуны и ведьмы. Много странного и причудливого водилось и водится на земле российской.
А в мае 2015 года в Петербурге откроется выставка, которая явно будет "в теме" книги "Круг Шемякина". Это 120 моих фотографий, объединенных под названием "Образы Петербурга 60-х годов". На фото мои друзья юности, ныне легендарные фигуры ленинградского андеграунда, наши "безумные" перформансы тех лет.