Новый корабль заложили в марте 2006 года, когда широко отмечалось 100-летие российского подводного флота. И - в сравнении с "Юрием Долгоруким" - построили сравнительно быстро и также быстро провели испытания. Это признак выздоровления нашей кораблестроительной отрасли?
Игорь Вильнит: Это признак нормальной производственной деятельности высокотехнологичной кооперации предприятий. Факт передачи Военно-морскому Флоту уже третьего "Борея" свидетельствует о том, что проект состоялся и зарекомендовал себя перед флотом. С учетом внимания, которое уделяют руководство страны, Военно-промышленная комиссия, Министерство обороны и Главное командование ВМФ России обновлению морских ядерных стратегических сил, с учетом ритмичного финансирования гособоронзаказа закономерно, что процесс строительства идет заданными темпами.
Чем были вызваны и что показали расширенные акустические испытания, которые экипаж и сдаточная команда "Владимира Мономаха" провели уже после того, как были завершены государственные испытания нового корабля?
Игорь Вильнит: Расширенные акустические испытания корабля нового проекта - это каноническая, если хотите, даже рутинная форма испытаний новой подводной техники. Испытания были проведены в полном объеме, их результаты подтвердили правильность конструкторских решений, положенных в основу проекта "Борей".
"Севмаш" дает кораблю год заводской гарантии. А КБ-проектант?
Игорь Вильнит: Гарантийные обязательства перед Министерством обороны несет, как вы сами сказали, завод-строитель корабля. В данном случае - "Севмаш". Но как генеральный конструктор РПКСН отмечу, что "Рубин" обеспечил готовность корабля к успешному многолетнему несению боевой службы.
Запасные части и все, что необходимо для такой службы кораблям проекта "Борей", может быть обеспечено поставками исключительно российских предприятий?
Игорь Вильнит: Да, именно так ЗИП сейчас и комплектуется. Поскольку атомные подводные ракетоносцы - это стратегическое оружие, с самого начала строительства серии корабли проекта 955 комплектовались российскими предприятиями. Много лет назад поставки из ближнего зарубежья в небольшом объеме были. Но задолго до событий в Украине ЦКБ "Рубин" начало искать альтернативных поставщиков этих систем, чтобы сделать производство комплектующего оборудования атомных подводных ракетоносцев полностью российским. Это было выполнено.
А с какого по счету "Борея" можно будет утверждать, что построен он и оснащен исключительно российскими предприятиями - без какой бы то ни было зависимости от внешних поставок? Что для этого предпринимается, и какие критические точки на этом пути?
Игорь Вильнит: Проект "Борей" и сейчас полностью российский. Корабли оснащаются радиоэлектронным вооружением и техническим оборудованием разработки исключительно российских предприятий.
Как чувствуют себя два первых "Борея" в месте своего нынешнего пребывания? Во всем ли соответствуют условия базирования корабля ожиданиям его экипажа и требованиям (рекомендациям) со стороны проектанта?
Игорь Вильнит: По информации, которой мы располагаем, подводные силы Северного флота штатно эксплуатируют ракетоносцы проекта "Борей", принятые в состав ВМФ. Корабли реализуют плановые мероприятия своего жизненного цикла, в том числе мероприятия боевой подготовки. Ракетоносцы обеспечены необходимым базовым оборудованием. Сотрудники нашей фирмы проводят авторский надзор и мониторинг технического состояния кораблей в пунктах базирования, никаких проблемных вопросов мы не фиксируем.
Этим летом, когда на "Севмаше" закладывали пятый "Борей" - "Князь Олег", генеральный директор верфи Михаил Будниченко сообщил, что шестой корабль будет заложен в декабре 2014-го, а два завершающих серию - в 2015-м. Однако министр финансов Антон Силуанов дает понять, что в бюджете страны на ближайшие годы не будет средств для реализации государственной программы развития вооружений в запрошенных объемах…
Помимо финансистов есть еще эксперты-аналитики. Вот выдержка из доклада, который был распространен на Всероссийском форуме "Судостроение и судоходство России: новые решения и экономическая эффективность", который проходил в Москве. "Учитывая текущее состояние Стратегических ядерных сил, успешное развертывание производства новых МБР наземного базирования, а также ремонт и модернизацию РПКСН проекта 667БДРМ советской постройки, получивших новые ракеты Р-29РМУ2 "Синева", срок завершения восьми ракетоносцев проекта 955 можно было бы перенести на три-пять лет "вправо", высвободив несколько десятков миллиардов рублей на ускорение строительства более насущных для сил общего назначения ВМФ кораблей класса корвет/фрегат…".
Что в "Рубине" могут ответить на подобные умозаключения?, - напрямую спросили мы руководителя КБ и генерального конструктора РПКСН.
Игорь Вильнит: Корабли предыдущего, третьего, поколения (проекты 667БДР, 667БДРМ) подходят к завершению полного назначенного срока службы даже с учетом его возможного продления, так как возраст самых "молодых" из них близок к тридцати годам. Развитие средств обнаружения подводных лодок тоже не стоит на месте, и нам нужны более скрытные, более эффективные корабли, к которым и относятся "Бореи". Корабль должен обладать такими качествами, как скрытность, живучесть, автономность, должен быть способен поддерживать защищенную связь с центрами управления и действовать подо льдами Арктики. Только такие атомные подводные ракетоносцы могут на протяжении десятилетий эффективно осуществлять ядерное сдерживание.
Когда на всю серию уже законтрактованы комплектующие, и оставшиеся пять кораблей проекта "Борей" находятся в той или иной степени готовности, кооперация четко выполняет график строительства, затягивание строительства серии означало бы ее неизбежное удорожание. Именно поэтому Министерство обороны РФ, определив размер серии, внимательно следит за тем, чтобы график ввода новых кораблей в строй строго соблюдался промышленностью.
Обновлением своего атомного стратегического подводного флота точно также заняты сейчас США, Англия и Франция, и точно также эти страны идут по пути разумной достаточности - как в критерии "боевая эффективность - цена" корабля, так и в размере серии.