Все, кто хоть мало мальски знаком с Ветхим Заветом, знают про Моисея. Это тот самый человек, кто сплотил израильские колена, вывел евреев из Египта, освободив от многовекового рабства, получил десять заповедей от Бога и сорок лет бродил со своим народом по пустыне. Более искушенные знают, что он был приближен фараоном и воспитывался вместе с его сыном Рамзесом. Однако исторически существование Моисея не подтверждено, и его личность остается предметом ученых и религиозных споров.
Фильм "Исход" рассказывает как раз историю человека по имени Моисей. Не пророка, а именно человека - сомневающегося, мстительного, сильного и слабого одновременно, верящего, любящего. Кристиан Бэйл, исполнивший главную роль, блистательно справился с задачей и сыграл человека, взявшего на себя непосильную ношу - спасти еврейский народ. Мастерство перевоплощения не подвело Бэйла и в этот раз - на экране можно увидеть что-то от Брюса Уэйна, от Тревора Резника ("Машинист"), и даже от Патрика Байтмана ("Американский психопат"). По мнению Скотта, Бэйлу "удалось передать эмоции своего героя, показать страстного лидера". "Ему удавалось удивлять меня каждый день. Я ожидал многого, а получил еще больше", - говорит Скотт.
Можно долго спорить о том, правильно ли приглашать такого актера на роль пророка. Однако при этом стоит учитывать, что "Исход" - все-таки не каноническая экранизация библейских текстов , как в случае "Страстей Христовых" Мэла Гибсона, или костюмированный байопик. Картину Скотта нужно воспринимать больше как приключенческий боевик по мотивам преданий о Моисее. Да и назвать Бэйла шаблонным актером не поворачивается язык, по крайней мере, у меня.
Сам же Кристиан Бэйл согласился на роль Моисея по множеству причин. "Я чувствую, что история исхода является не просто одним из множества священных тестов, это одно из самых значимых повествований в истории человечества", - отмечает Бэйл. "Моисей - самый фантастический персонаж, которого мне приходилось играть", - добавляет актер. При этом не стоит забывать, что это не первый его опыт воплотить библейского персонажа. В 1999 году Бэйл сыграл Христа в картине "Мария, мать Иисуса".
Антагониста бэйловского героя играет Джоэл Эдгертон ("Великий Гэтсби", "Цель номер один"). Его Рамзес получился брутальным, злым и завистливым, не забывающим обид и готовым на все ради достижения своих целей. Для него победить в сражении, отрубить руку сводной сестре из-за лжи, казнить целыми семьями рабов, лишь бы отомстить Моисею, - все едино. Он апатичен в минуты кризиса (он все время что-то жует и сильно налегает на вино в то время, как на Египет обрушивается дождь из жаб или мириады мух облепляют все вокруг), практически безоэмоционален после смерти сына - может, таким и должен быть фараон, спокойным и самоуверенным? "Рамзес олицетворяет то разрушение, которое творит с человеком абсолютная власть, - говорит актер. - Вера Рамзеса в то, что он - Бог, отражается на его отношениях с близкими".
Родителей Рамзеса сыграли Джон Туртурро и Сигурни Уивер. Такой выбор довольно странен, поскольку бритый наголо Туртурро смотрится слегка комично, хотя и играет самого могущественного человека в египетском царстве. Он любит Моисея словно родного сына и готов сделать его наследником, но даже великий фараон Сети не в силах пойти против системы. Правитель чаще прислушивается к советам "приемыша”, нежели к речам сына. Да и сам Рамзес предпочитает до поры до времени слушать "брата”. Уивер получила не так много экранного времени, и ее появление в кадре особо не запоминается.
Вообще, на вторых ролях здесь много интересных актеров. Например, Бен Кингсли ("Остров проклятых", "Принц Персии: Пески времени", "Обитель проклятых") играет еврейского старейшину Навина, открывшего Моисею тайну его рождения. А ближайшего сподвижника Моисея Иешуа на экране воплотил Аарон Пол - тот самый, что сыграл супер-водителя в Need for Speed и химика-наркомана в сериале "Во все тяжкие". Однако здесь он играет как-то схематично, не раскрывая до конца своего героя, просто изображая чумазого и бородатого человека, который становится свидетелем "бесед" Моисея с Богом.
"Исход. Цари и Боги" - масштабное по размаху действо. "В фильме мне хотелось воспроизвести египетскую культуру и исход по-новому. Мне нравится все грандиозное", - рассказывает режиссер. И ему это удалось, с некоторыми оговорками, правда, и оглядкой на понимание Голливудом античной культуры. В этом смысле картина Скотта отчасти напоминает блокбастеры по греческим мифам - "Битву титанов" и "300 спартанцев".
Битва при Кадеше выглядит впечатляюще и эпически: колесницы, лошади, лучники, воины-пехотинцы. Бой настолько красиво снят, что в какой-то момент забывашь, что смотришь библейскую драму. Атаку египетской армией лагеря хеттов снимали пять дней с участием сотни актеров массовки и каскадеров, а затем доводили с помощью компьютерных технологий. Натурные съемки проходили на юге Испании, где Скотт снимал "Гладиатора", здесь же снимались "Лоуренс Аравийский", "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега", и ряд спагетти-вестернов Серджио Леоне.
Компьютерная графика использовалась и при создании десяти казней египетских, которые обрушились на царство Рамзеса из-за его отказа освободить евреев-рабов. Крокодилы, заполнившие Нил, рвущие друг друга на куски, мертвая рыба, бессчетное число лягушек, мириады роящихся мух, огромная саранча, каменный дождь. Кстати, для нескольких сцен, в том числе с участием спящей царицы Нефертари в исполнении Голшифте Фарахани, использовались живые дрессированные лягушки.
Как уже отмечалось выше, "Исход" - приключенческий боевик. И это становится ясно, когда Моисей, уже уверовавший в свою миссию, начинает готовить из рабов воинов: он тренирует лучников и всадников, которые затем ведут партизанскую войну против фараона. Рамзес после гибели египетских детей все же отпускает евреев в Ханаан, но начинает их преследование, чтобы убить из мести.
Моисей ведет свой народ к Красному морю, которое он уже пересекал однажды по мелководью. Он ведет тысячи тысяч человек в ту землю, где живет его семья, где всех должно ждать счастье. Однако, преследуемый Рамзесом, Моисей избирает более сложный, но быстрый путь к морю - и в итоге оказывается перед непреодолимой преградой. В самый последний момент воды отступают, открывая проход… Огромная волна, смывающая войско Рамзеса, напоминает прилив на одной из планет из "Интерстеллара" - красиво и страшно одновременно…
В финале картины Моисей - убеленный сединами старец. Он по-прежнему ведет некогда рабов в Святую землю, у него в руках - скрижали с заповедями. И он все так же видит Бога, который не оставил его и свой народ.