На саммите впервые за его историю работал Российский инновационный павильон (идеолог и организатор проекта - визионер, эксперт по новым медиа Александр Шульгин). Специально для "РГ" сотрудники павильона определили, какие инновационные разработки могут войти в нашу жизнь уже в ближайшем будущем.
По-прежнему в тренде экономика, основанная на использовании многими одного и того же интернет-ресурса - так называемая sharing economy. Примеры - хорошо всем известные сайты Airnbnb (где люди, отправляясь в путешествие, могут арендовать комнату, квартиру или дом друг у друга), Uber (заказ машины в большинстве стран), BlaBlaCar (поиск попутчиков) и другие. Она будет набирать обороты и продолжать расти и в 2015 году - все больше и больше компаний выходят на этот рынок
Это интеллектуальные бытовые устройства и предметы, которые помогают в быту. Например, "умный" зонтик, который автоматически получает из интернета прогноз погоды и начинает мигать, предупреждая своего хозяина о том, что его нужно взять при выходе из дома.
Или дверной звонок, который каждый раз звонит по-разному, в зависимости от того, кто пришел (тот, кого вы знаете, или незнакомый человек). Или программируемый кошелек со специальной smart-петлей, которая усложняет его открытие, если владелец потратил слишком много из своего месячного бюджета.
Помимо бытовых "умных вещей", предполагается развитие аналогичной smart-одежды. Например, компания, которая делает "умную одежду", такую как фитнес-рубашки слежения, уже сотрудничает с известным брендом Ralph Lauren, чтобы интегрировать сенсорную технологию в моду.
В здравоохранении произойдут фундаментальные изменения: люди получат возможность контролировать свое здоровье, используя портативные приборы (wearables), а консультации с врачами будут происходить посредством мобильных приложений. Например, если у человека появились на коже покраснение и опухоль, то он сможет сделать фотографию высокой точности и переслать ее врачу для установления предварительного диагноза.
Согласно проведенным опросам, 45% пользователей в США и 32% - в странах Евросоюза - хотели бы иметь wearable - умный прибор, который всегда можно носить с собой. Таким гаджетам нашлось применение в различных сферах жизни людей. Так, например, технические инспекторы в аэропортах Японии стали использовать Google glasses для проверки состояния самолетов, Virgin Atlantic протестировала прибор в бизнес-зонах для предоставления различной информации своим VIP-пассажирам - о погоде, ресторанах и прочем. Nivea выпустила браслет, который позволяет родителям следить за местонахождением детей. Также можно привести в пример приборы, которые подсчитывают количество шагов и физическую нагрузку, "умные часы", а также браслеты, с помощью которых можно расплачиваться в магазинах.
Электрокары из новинки превратятся в одно из основных средств передвижения в течение ближайших 5 лет. Появится и новая инфраструктура для их обслуживания - заправочные станции, автосервисы и прочее.
В 2013 году можно было выделить шесть секторов, где были активны компании из collaborative economy: деньги (например, Kickstarter, LandingPoint и так далее), товары (eBay), продукты питания (EatWith), услуги (SDesk), транспорт (BlaBlaCar, Lyft), пространство (Airbnb, HomeArray). В 2014 их количество увеличилось в два раза. Появились компании в таких секторах, как городское хозяйство (MuniRent, Musketeer), телекоммуникации/ энергетика (Fon, Mosaic), корпоративные услуги (Button, Tilt, Warpit), логистика (Number, UberRUSH, Roost), здравоохранение (VINT, Stat, Cohealo), образование (Gibbon, Chegg, Thinkful). В 2015 году процесс продолжится.
Брэдли Горовиц - вице-президент Google по продвижению продуктов предсказывает, что фильм "Я робот" скоро, возможно, перестанет быть фантастикой, а станет реальностью. Люди уже используют голосовые системы на своих Android-телефонах и Siri на Apple, чтобы общаться. И это лишь небольшой пример того, что нас ждет. Например, гонконгско-американская компания Hanson Robotics планирует в ближайшее время выпустить роботов на основе искусственного интеллекта, которые могут работать нянями, секретарями, помощниками по хозяйству.
Компания Jukedeck, которая автоматически создает уникальную музыку с помощью искусственного интеллекта в неограниченных количествах и по низкой цене. Пользователи могут создавать саундтрек по своему выбору, адаптированный к их требованиям (длина, стиль и прочее).
EasySize - сервис для интернет-магазинов, который помогает предсказывать ходовые размеры одежды для клиентов в магазинах. Решение также может быть интегрировано в онлайн-магазине. Технология анализирует предыдущие заказы, размещенные клиентами, и устанавливает размер желаемой марки, снижает количество возвратов.
NaturalCycles - приложение, которое позволяет создать контрацепцию без гормонов, более надежную, чем таблетки. В цикле есть шесть дней, когда женщины имеют самый высокий риск забеременеть. Эти дни идентифицирует приложение.
В Российском инновационном павильоне были представлены несколько проектов, из которых можно выделить три стартапа.
AddReality и PILIGRIMXXI - оба специализируются на дополненной реальности. Что это такое? Например, дополненная реальность используется при производстве умных очков - пользователь, глядя на предмет, тут же видит перед собой на экране все его характеристики. В случае с российскими разработками можно привести пример "взаимодействия" техники с историческими объектами. Скажем, приходит турист к разрушенному временем памятнику архитектуры, направляет на него свой смартфон и видит на экране сражение, которое происходило на этом месте несколько веков назад.
Третий проект - CDNVideo. Одно из направлений деятельности стартапа - платформа передачи виртуального контента. Эти отечественные разработки заинтересовали даже такого гиганта, как Sony. Пример: если аудитория смотрит спортивный матч в Москве, то, скажем, во Владивостоке есть возможность увидеть гол в то же время.