Без скидок на возраст
Уже в 19 лет студентка престижного вуза Мария Масовец, обучаясь по специальности "связи с общественностью", стала владельцем автотранспортной компании, причем изначально решила не размениваться на мелочи - работать только с крупногабаритными грузами весом не менее тонны и транспортировать их не только в границах региона.
- Желание открыть свое дело возникло у меня еще в детстве, да и перед глазами всегда был хороший пример: мой отец - предприниматель со стажем, хотя он работает в совершенно иной сфере бизнеса, - рассказывает Мария. - При этом всегда сидело в сознании: это круто - работать на себя, когда заработок целиком зависит от твоего усердия, а не от воли руководства.
Сейчас в штате автотранспортной компании более 15 водителей, еще больше работает по договору. Есть свой автопарк, машины которого частенько добираются до Амурской области и Хабаровска. В месяц осуществляется свыше ста грузоперевозок. Рентабельность одного маршрута варьируется от 20 до 50 процентов. Сегодня уже мало кто поверит, что когда-то бизнес стартовал с 70 тысяч рублей. Правда, окупились эти скромные вложения уже через месяц.
- Ошибочно мнение, что девушка не сможет сама управлять таким серьезным бизнесом, если за ней никто не стоит, - говорит Мария Масовец. - Наоборот, именно в этом сегменте бизнеса я знаю немало женщин-руководителей, которые справляются ничуть не хуже сильного пола. А мой возраст заказчикам вообще не интересен.
Отметим, что только в Челябинске зарегистрировано около 300 автотранспортных компаний, 70 процентов которых относятся к малому бизнесу. Пережить очередной кризисный период им будет непросто: снижение деловой активности уже сказалось на объемах грузоперевозок. Однако Мария Масовец уверена в своем будущем. Она считает, что в результате рынок очистится от фирм-однодневок, а для перспективных игроков откроются новые ниши, занять которые успеют только самые смелые, амбициозные и молодые.
С точным прицелом
Идея открыть предприятие по производству электропневматического оружия для страйкбола возникла у магнитогорца Ивана Афанасьева буквально на поле боя, в самый разгар игры.
- Предлагаемые модели оружия в страйкболе меня не устраивали, хотелось лучшего качества, - рассказывает Иван, - и я решил спроектировать электропневматическое оружие по своим запросам. Первый образец собрал из подручных материалов, получил патент на изобретение, потом пришла мысль организовать производство.
До этого Иван пробовал работать по специальности на местном заводе, в проектном бюро, но времени на хобби почти не оставалось. Вот и подумал: хорошо бы зарабатывать, занимаясь при этом любимым делом.
- Сначала составил бизнес-план, в котором постарался учесть все нюансы и сложности, но, как часто бывает, всего не предусмотришь, - говорит Иван Афанасьев.
В первое время удавалось в месяц выпускать всего по два пневматических автомата, сегодня их производится около сотни. Если в 2012 году рентабельность производства достигала 4,7 процента, то сейчас - 32,6. Молодой предприниматель не скрывает, что его продукция в дорогом сегменте рынка (в среднем стоимость оружия составляет 26 тысяч рублей), приобрести ее может далеко не каждый любитель страйкбола. Изделия продает через дилерскую сеть магазинов розничной торговли, среди которых есть и зарубежные.
- Доля экспорта пока невелика, хотя в последнее время в связи с ростом курсов валют русское тренировочное оружие стали закупать охотнее, - поясняет бизнесмен. - Но все же основной рынок сбыта в России, где игра в страйкбол появилась сравнительно недавно и сейчас набирает обороты.
Рост спроса почувствовали и азиатские компании, в прошлом году буквально заполонившие своей продукцией российские прилавки по цене в 2,5 раза ниже среднерыночной. Чтобы выдержать конкуренцию, в магнитогорской компании намерены снизить себестоимость производства за счет сокращения доли импортных комплектующих, которая сегодня достигает 20 процентов.
Ниши для молодых
Однако заменить зарубежные детали в "игрушечных" автоматах оказалось не так-то просто: в России нет компаний, выпускающих детали для продвинутой электропневматики серийно. Заказ на индивидуальное изготовление обошелся бы в копеечку. Поэтому пришлось искать доступную технологию, которая позволит создать собственное производство деталей. Это не только поможет снизить зависимость от импорта, но и уменьшит расходы на выпуск продукции, себестоимость которой станет постепенно снижаться.
Нынешние экономические условия оказались только на руку растущему бизнесу - именно сейчас есть шанс занять новые ниши российского рынка, потеснив с него импортные бренды. Подобные возможности открываются сегодня во многих сферах - надо только вовремя сориентироваться. Молодежь по определению гибче и инициативней своих взрослых конкурентов - ей и карты в руки. По словам специалиста по продвижению и PR Виктории Вирта, чтобы помочь молодым бизнесменам активней включиться в процесс импортозамещения, нужны новые формы господдержки. Но при этом помощь государства не должна быть "опережающей", чтобы не породить иждивенческие настроения среди начинающих.
- Я пропагандирую теорию социальной, а не финансовой благотворительности: если человек узнал, как достичь успеха в бизнесе, он должен поделиться этим секретом с другими в рамках форумов, конкурсов и различных выставок в сфере молодежного предпринимательства, - говорит Виктория Вирта. - Кстати, в Челябинской области тенденция такова, что с каждым годом начинающие бизнесмены становятся все моложе, и это не может не радовать.
Действительно, примерить на себя роль делового человека сегодня стремятся уже вчерашние школьники, а среди студентов и вовсе никого не удивишь наличием собственного ИП.
Михаил Голяк, куратор проекта "Ты - предприниматель", директор молодежного ресурсного центра Челябинской области:
- Южный Урал лидирует по темпам развития молодежного предпринимательства в стране, здесь очень много достойных бизнес-проектов, которые с лихвой окупают бюджетные средства, выделяемые на их поддержку. Если в 2012 году на реализацию федеральной программы в нашей области было выделено 1,5 миллиона рублей, то уже в следующем году от получателей этой поддержки в региональный бюджет поступило около девяти миллионов рублей в виде налоговых отчислений.