Очередь тянулась от метро "Театральная". Шел мокрый снег, но многие не раскрывали зонтиков, стояли с непокрытой головой, держа букеты. Пропускать людей за ограждения стали раньше времени, чтобы избежать давки.
То, что прощание с певицей пройдет именно в Большом театре, ни у кого не вызывало сомнений: с этим театром связана вся ее жизнь. На этой сцене Образцова дебютировала еще студенткой в 1963 году, исполнив партию Марины Мнишек в "Борисе Годунове". Когда разбирали старую сцену, Образцова попросила оставить ей на память несколько дощечек - она хранила их у кровати.
Пурпурного цвета закрытый гроб с венком белых роз был установлен у сцены. Рядом портрет Образцовой с лучезарной улыбкой. Леонид Рошаль объяснил, что закрытый гроб - воля самой Елены Васильевны. "Хочу, чтобы меня запомнили только веселой, живой", - попросила она незадолго до смерти. Люди с цветами проходят нескончаемой цепочкой, прощаясь под звучащие фонограммы оперных партий Образцовой. Ведущий церемонии Михаил Швыдкой зачитал письмо Владимира Путина с соболезнованиями. В первых рядах среди пришедших гендиректор Большого театра Владимир Урин, худрук Театра Сатиры Александр Ширвиндт, режиссер Роман Виктюк, врач и директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль и многие другие. Выступают вице-премьер правительства Ольга Голодец, вице-спикер Госдумы Александр Жуков... Министр культуры Владимир Мединский подчеркнул, что все проекты певицы будут продолжены, вскоре откроется Академия оперного пения Елены Образцовой.
Одна из близких подруг Образцовой певица Тамара Синявская не смогла говорить: душили слезы. "Про Лену никто не скажет в прошедшем времени", - подчеркнул Николай Цискаридзе. Он рассказал о последней встрече с певицей в ее родном Санкт-Петербурге. Образцова до последнего скрывала болезнь, шутила и смеялась весь вечер, но, садясь в машину, на прощание сказала Цискаридзе: "Коля, я очень хочу жить".
Иосиф Кобзон и дочь Елены Васильевны рассказали о последних неделях певицы, проведенных в немецкой клинике. Перед тяжелой операцией она пела любимые романсы на всю клинику - пациенты и врачи сбегались послушать ее...
Большой театр провожал Образцову, как и всегда - стоя и долгой овацией...
Александр Ворошило, оперный певец, солист Большого театра
- Она была во всем человек фантастический. Это звезда, это комета, которая осветила всю мою жизнь. Помню, как ее впервые увидел в "Кармен" - она пела босиком. Представьте себе все эти занафталиненные традиции оперного театра, окаменевшие. И тут Кармен - босиком на сцене, как в жизни. Сейчас, наверное, к этому многие привыкли: когда идет опера, никто не знает, какой она эпохи, потому что костюмы другие - например, недавно в Зальцбурге смотрел "Богему" - действие в современном Париже происходит. А в то время, в 70-е, появляется молодая, непосредственная, ослепительно красивая актриса, босиком на этой сцене - весь зал ахнул. Вот такой она мне навсегда и запомнилась.
А потом мы с ней пели в Мюнхене "Пиковую даму". Я пел Томского, она - графиню. А графиня, как известно, по сюжету женщина очень преклонных лет. Сделать старуху при помощи грима, костюма из кого угодно можно, но голос сделать-то невозможно! И она абсолютно перевоплотилась и пела эту графиню и была в тот момент столетней старухой, она умела своим великолепным бриллиантовым голосом творить невозможное.
Еще важно сказать: большие, мощные артисты нечасто хвалят других по разным причинам, так вот Лена была настолько сильной личностью, что не боялась никого похвалить - конкурентов, недоброжелателей, то есть человека, который к ней лично не очень хорошо относился, она могла к нему подойти, обнять и сказать: ты сегодня пел гениально. И потом этот человек мне говорил с удивлением: "Меня сегодня Образцова поздравила, и кажется, что от всей души". Да, только от души. Лена была такая.
Запомнилось, как она в прошлом ноябре ко мне в концертный зал приезжала, 23-го числа, тогда выступал тенор Йонас Кауфман, провели замечательный вечер, и она сказала на прощание: "Сашка, ты учти: нас остается очень мало"... Бог наделил ее талантом огромнейшим, жутко несправедлива, конечно, ее смерть.
Я ей звонил перед Новым годом, дня за два до операции. Она без конца шутила, смеялась, просто не давала возможности спросить о болезни. Я это понял и не стал настаивать. Отправил ей эсэмэску второго числа с поздравлениями. Она уже не ответила. Организм не справился.
Роман Виктюк, режиссер
О темпераменте
Она большой ребенок. Ну а как может ребенок не любить, не отчаиваться, не страдать, если он видит неправду? Тогда она неистовая. Но ребенок никогда миру не говорит "Нет", он всегда говорит "Да". И она была тем большим ребенком, который до последнего вздоха мог только сказать "Да".
Ее последняя эсэмэска была лишь с двумя словами: "Мне конец". Я ей тут же перезвонил в клинику в Германию. Она поболтала со мной. Но все равно говорила: "Ты же понимаешь, что конец?" Вот такой она человек.
О встрече
Мы встретились после того, как умер ее муж, дирижер Альгис Жюрайтис, она была совершенно опустошенной. Она пришла к нам на спектакль "Саломея". После представления она прибежала за кулисы и закричала: "Дайте мне листок бумаги и ручку!" Ей никто не давал - не понимали, зачем. Она говорила: "Дайте!" Наконец ей дали, и она сказала: "Я пишу заявление с просьбой принять меня артисткой в ваш театр". Я поставил резолюцию и сказал, что завтра в 12 репетиция. И действительно, я принес пьесу "Антонио фон Эльба" о примадонне, о ее судьбе, о любви. И мы начали репетировать. И играть. Играла она замечательно.
О совместной работе
Последний опус - пьеса Николаи "Реквием по Радамесу". Между двумя спектаклями (Образцова сыграла всего в двух пьесах, поставленных Виктюком. - Прим. "РГ") мы репетировали много и разно, но остановились именно на этой пьесе. Я предложил ее Театру Сатиры... В этом спектакле играли Ольга Аросева, Вера Васильева. И была Лена. Это спектакль об актрисах. О прощании с жизнью. О прощании с профессией. Первая ушла Ольга Аросева. А Леночка вот 12 числа.
Этот спектакль, хотя он называется "Реквием по Радамесу", я считаю реквиемом по Оле Аросевой и Лене Образцовой. Я уговорил телеканал "Культура" снять этот спектакль. И буквально 7 января его показали - я смотрел не отрываясь. Потому что это была трагическая судьба двух актрис. Потому что они понимали, что играют в последний раз. Такое бывает редко.