Посетившая в эти дни Краков корреспондент "РГ" убедилась: во время экскурсий и приуроченных к юбилейному году тематических семинаров, которые проводит польский МИД для иностранных журналистов, местные историки и музейщики стараются обойти тему освобождения Кракова Красной Армией. Анонс новой выставки и вовсе утверждает: спасение города маршалом Коневым, который принял решение не использовать тяжелую артиллерию при его взятии, не более чем миф. По версии организаторов, Краков серьезно не пострадал, поскольку был "третьестепенной военной целью".
Истории оккупации Кракова гитлеровцами в 1939-1945 годы посвящен музей "Фабрика Шиндлера". Экспозиция в деталях и документах воссоздает атмосферу менявшегося на глазах города - от предвоенной вольницы до гнетущих примет столицы генерал-губернаторства (образования на территории оккупированной Польши), в которую был превращен нацистами Краков.
А вот его освобождению посвящен совсем небольшой зал, встречающий посетителей портретом Сталина во всю стену. О том, как и с какими потерями войска 1-го Украинского фронта 19 января 1945 года взяли город, экскурсовод не говорит ни слова. Она вообще не рассказывает о кровопролитных боях за Краков, умещая свой рассказ в две с половиной минуты.
- В январе 1945 года Вторая мировая война была окончена (очевидно, гид имела в виду - для Кракова. - Авт.). Вы знаете, это называют освобождением, однако новую страницу польской истории некоторые считают новой оккупацией. После освобождения от нацистов люди не знали, чего ожидать от новых властей, они были несколько обескуражены. Наша экспозиция продолжается темным коридором, и вы не представляете, что вас ждет в следующей комнате. Такие же ощущения были у людей в 1945 году, - экскурсовод "наглядно" объясняет послевоенные реалии не группе младших школьников, но политическим корреспондентам и обозревателям из России, США, Великобритании, Израиля, Германии, Австрии, Венгрии, Словакии, Румынии.
Затем она "объясняет", почему же все-таки Краков серьезно не пострадал в 1945 году.
- В отличие от Варшавы, которая была разрушена примерно на 90 процентов и восстановлена после войны, Краков сохранился и сохранил свою уникальность, памятники. Этот город был выбран столицей генерал-губернаторства, поэтому он не был разрушен в такой степени, как Варшава. Надеюсь, у вас будет время насладиться его неповторимой атмосферой, - подытоживает экскурсовод, приглашая гостей также посетить выставку "Освобождение или порабощение?".
Прокомментировать ее корреспондент "РГ" попросила польского историка Яна Рыделя, напомнив, что именно решение командующего 1-м Украинским фронтом маршала Ивана Конева не использовать при взятии Кракова тяжелое вооружение позволило сохранить уникальное культурное и архитектурное наследие одного из самых красивых европейских городов. Сам пан Рыдель во время своей лекции обмолвился лишь, что после падения коммунистического режима в Польше улица имени маршала Конева была переименована в улицу бойцов Армии Крайовой.
- Военная операция в районе Кракова действительно была проведена очень аккуратно, и память о маршале Коневе и о советских солдатах, которые освобождали Краков, очень позитивна в городе, - признал собеседник "РГ". - Однако по совокупности того, что произошло между Красной Армией и Армией Крайовой, никто в Кракове не был против переименования. Памятник маршалу был демонтирован и отправлен в его родной город.
Кстати
В своем интервью "РГ" дочь маршала И.С.Конева Наталия вспоминала: "Отец заботился о том, чтобы обходить большие города, сохранять культурные ценности Кракова, Праги. Им были даны соответствующие директивы - сохранить памятники архитектуры, не бить крупнокалиберной артиллерией. Удалось нашим войскам сохранить и польский город Ченстохова, где в Ясногорском монастыре находится знаменитая святыня - Икона Божией Матери. И мне рассказывали, что местные ксендзы потом творили молитву за здравие командующего фронтом. Это, кстати, был почерк отца - не разрушать города, которые оказывались на острие удара. Только в Берлине этого сделать не удалось, потому что немцы превратили практически каждый дом в крепость".
Подготовила Ариадна Рокоссовская