Вышла книга Сергея Чупринина "Критика - это критики"

Сергей Чупринин. Критика - это критики. Версия 2.0. - М.: Время, 2015.

Эта книга писалась более тридцати лет. Ее первое издание вышло в 1988 году и стало своего рода внутрилитературной сенсацией. До тех пор никто не пытался монографически рассматривать русскую критику как собрание самостоятельных литературных индивидуальностей, а не как "литературно-критический процесс", приуроченный к той или иной литературно-общественной эпохе. Писали о критике "60-х годов XIX века", о критике Серебряного века, о критике 20-х годов, о "неистовых ревнителях" 30-х и т. п.

Сергей Чупринин совершил переворот в этой области, фактически объявив критику самостоятельным литературным жанром, таким же равноправным, как проза, поэзия, драматургия.

Что такое русская поэзия? Это Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Фет, Блок, Ахматова, Цветаева, Маяковский, Есенин, Ходасевич, Георгий Иванов, Твардовский, Бродский, Рубцов, Евтушенко, Вознесенский, Чухонцев... Добавьте другие имена, и вы получите весь спектр русской поэзии.

О критике так не говорили, не писали. Критик - это тот, кто написал о том-то и о тех-то. Кто осветил те-то и те-то проблемы. Открыл такие-то и такие-то имена. Ниспроверг другие.

Идеальный критик в сознании большинства писателей всегда являлся таким верным слугой. Обслужи меня как можно лучше, но сделай это еще и честно, искренне - вот идеальный критик для писателей.

Чупринин переломил традицию. "...критика - это прежде всего критики! - пишет он в предисловии. - Таких мастеров, естественно, немного".

От себя добавим: их гораздо-гораздо меньше, чем мастеров в области всех остальных литературных жанров. Грубо говоря: хороших поэтов и прозаиков много, хороших критиков - считаные единицы. Потому что трудный жанр! Требующий соединения ума и души, опытности и детского восторга перед впервые прочитанным шедевром, честности, порой граничащей с жестокостью, и нравственной ответственности перед литературой, перед писателями, в том числе и давно ушедшими из жизни.

Книга Сергея Чупринина имеет непростую структуру. Отдельные главы посвящены отдельным критическим именам: Лев Аннинский, Игорь Золотусский, Станислав Рассадин, Андрей Турков, Наталья Иванова, Алла Латынина... И - следующее поколение: Андрей Немзер, Лев Данилкин, Александр Агеев, Вячеслав Курицын, Илья Кукулин, Лера Пустовая... Это далеко не полный список тех, кого автор включил в свой "синклит" мастеров критического жанра.

Но есть и "постскриптумы", ответы героев книги Чупринина на то "зеркало", которое поставил перед ними автор. Читать эти ответы не менее любопытно, чем сами главы. Как критики реагируют на критику в отношении самих себя. Некоторые, кстати, отказались отвечать. Не понравилось им "зеркало", в котором они не всех краше и милее. Но это уже дело их самолюбия и представлений о самих себе.

Книга написана ярко, порой блистательно. Она не о том, что пишут ее герои, каких авторов ругают и хвалят, какие "тенденции" в литературе предпочитают. Это психологические портреты. Этим она и интересна.

И я думаю, что больше всего обиделись на Сергея Чупринина не те, кто попал в эту книгу, но был им недостаточно "обласкан", а те, кто в нее не попал. Потому что другой такой живой истории русской критики второй половины ХХ века у нас нет.

По опыту знаю, что уже и не будет...