Московские водители смогут оплачивать штрафы на месте нарушения
Для водителя здесь сплошные плюсы. Не надо бегать с квитанциями по банкам или самостоятельно вводить огромное количество цифр в различных терминалах оплаты. Просто достал банковскую карту, провел ее через переносной терминал - и свободен. Кроме того, ни у кого не возникнет претензий, мол, штраф не оплачен. А такое часто случается.
Новой технологией предлагается дополнить уже существующую. Инспекторов в столице оснастили планшетами со специальным программным обеспечением, которое позволяет довольно быстро оформить то или иное нарушение. К этому программному обеспечению предлагается добавить новый пакет, с помощью которого можно будет совершать финансовые операции по перечислению штрафов со счетов автовладельцев. Если последние, конечно, на это согласятся. Рассматриваются два варианта. Первый - когда водитель собственноручно введет номер карты, пароль, подтвердит платеж и так далее. Не сложно догадаться, что этот механизм крайне ущербен. После этого воспользоваться кредитной картой сможет кто угодно: ловкость рук и никакого мошенничества.
Второй вариант более защищенный. К планшету будет прилагаться терминал оплаты, как в магазине. Захотел расплатиться на месте, провел картой, ввел пин-код и поехал дальше.
Эксперимент с применением платежных терминалов проходил в столичном ГИБДД в 2009 году. Примечательно, что жалоб на такую уплату штрафов не было вообще. Просто услуга пользовалась крайне ограниченным спросом. Кто-то возражал против вынесенного в отношении него постановления, кто-то боялся лишний раз светить свою банковскую карту. Да и карты тогда еще не были так распространены. А кто-то вполне справедливо считал, что если он не оплатит мелкий штраф, то про него просто забудут.
Времена изменились. Банковские карты активно используются для платежей не только в супермаркете, но и в интернет-магазинах. Так что возможность оплатить штраф на месте может стать одной из самых популярных услуг.
Напомним также, что эксперимент проводился только в Центральном административном округе Москвы, терминалы на автомобили ДПС устанавливал некий коммерческий банк. Но и тогда это пользовалось спросом.
Правда, если правительство Москвы снова запустит подобный эксперимент, сразу появится множество вопросов, на которые уже сейчас хотелось бы иметь ответы. А главный из них - через какой банк и на каких условиях будут проводиться платежи? Дело в том, что транзакции предусматривают комиссию. Если она ляжет на плечи автовладельцев, то услуга вряд ли будет пользоваться спросом, какой бы копеечной эта комиссия не была.
Второй вопрос - зачисление платежей. До сих пор большинство столичных автовладельцев сталкивается с тем, что оплаченный штраф числится как неоплаченный. Поначалу в этом винили банки, которые несвоевременно сообщают о таких переводах. Причем, если в ГИБДД адекватно реагируют на направленные к ним квитанции об оплате штрафа, то в подразделениях Московской административной инспекции, которая выносит штрафы за неправильно припаркованные машины, зачастую игнорируют жалобы водителей.
В то же время с 1 января 2016 года вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают возможность оплатить лишь половину штрафа, если это было проделано в течение 20 дней с момента его вынесения. Конечно же, оплата штрафа на месте станет тогда очень популярной услугой.
Еще один момент. Против досрочной уплаты в половину штрафа возражали судьи. Действительно, до вступления в силу законного решения у человека есть 10 дней на обжалование. Если он сначала уплачивает штраф, а потом соображает, что его вины не было, эти десять дней никуда не уходят. Соответственно, может возникнуть путаница. Появятся сложности с возвратом уже оплаченных средств, или взыскании новых, но в половинном объеме, что не предусмотрено законодательством. Именно поэтому тему надо обсудить со всех сторон с участием экспертов разного уровня. И только по итогам такого обсуждения принимать решение о возможности оплаты штрафа на месте. Дело остается за малым. Решить все административные и технические вопросы. На это отпущен почти год.