За полтора десятка лет своего существования они прошли большой и сложный путь, и в качестве одного из важных институтов гражданского общества активно способствуют развитию демократии в стране. О том, что сделано и что предстоит еще сделать для усиления влияния муниципальных образований на социально-политическую жизнь страны рассказывает председатель комитета Милли меджлиса по региональным вопросам Ариф Рагимзаде.
Какую, на ваш взгляд, оценку можно дать сегодняшнему уровню органов местного самоуправления Азербайджана, судя по итогам уже четвертых по счету выборов в муниципалитеты страны?
Ариф Рагимзаде: Ну, во-первых, сами выборы прошли весьма организованно, с соблюдением всех норм и правил, предусмотренных избирательным законодательством страны. Весь процесс, включая и предвыборный этап, был организован деловито, без излишнего нагнетания страстей, каких-либо проявлений черного пиара и т.д. Думаю, это уже достаточно убедительно характеризует общее состояние муниципалитетов - позрослевших, набравшихся опыта за истекшие полтора десятка лет, а самое главное - сумевших завоевать авторитет и доверие своими делами. Пусть на первый взгляд они могут показаться не столь существенными, но в них присутствует огромное желание работать на пользу общества.
Вам, как главе профильного комитета парламента, как говорится, сам бог велел высказаться о существующей законодательной базе органов местного самоуправления. Насколько она отвечает современным реалиям и как идет процесс совершенствования?
Ариф Рагимзаде: В Конституции Азербайджана муниципалитеты обозначены как самостоятельные органы, которые благодаря представленным полномочиям обеспечивают свою финансовую независимость и действуют автономно. Что касается муниципального законодательства, то весь комплекс необходимых в этой сфере законодательных и нормативно-правовых актов уже сформирован. Но, как известно, жизнь не стоит на месте, и поэтому законодательная база органов местного самоуправления постоянно совершенствуется. За полтора десятка лет наша страна прошла большой путь, сделано многое в законодательной сфере, подвижки произошли и в деятельности самих муниципалитетов. Некоторые законы устарели, другие в связи с изменившимися обстоятельствами нуждаются в уточнении и дополнении. Словом, процесс совершенствования становится непрерывным. Цель вносимых поправок, дополнений и изменений состоит в улучшении деятельности муниципалитетов, и, что немаловажно, - в обеспечении прозрачности их работы. То есть, как и все остальные элементы общественной жизни, эти органы демократизируются параллельно совершенствованию правовой базы.
Какие поправки и изменения были внесены в муниципальное законодательство за последние годы и что они дали?
Ариф Рагимзаде: Основным фактором, приведшим к существенным позитивным переменам в работе органов местного самоуправления, стало их укрупнение. Ведь как было раньше? Законодательство позволяло создавать муниципалитеты даже там, где проживало три человека. В результате появились почти три тысячи муниципалитетов, значительная часть которых представляла собой мелкие образования, не имеющие возможности полноценно работать из-за отсутствия средств и профессиональных кадров. С 2005 года мы начали процесс их укрупнения, причем на добровольной основе. Естественно, проводили при этом разъяснительную работу о необходимости этого шага. Если в 2005 году в стране насчитывалось 2757 муниципалитетов, то в результате укрупнения их осталось 1700, а перед выборами прошлого года - и вовсе порядка 1600. Это значительно изменило ситуацию, позволило муниципальным органам стать мощнее, активнее, работоспособнее. Увеличилась их собственность, расширилась налоговая база. Все вместе позволяет более активно решать местные проблемы, которые входят в круг задач муниципалитетов.
Это каким-то образом влияет на бюджет органов местного самоуправления?
Ариф Рагимзаде: Действительно, очень важным фактором является бюджет, формирование которого происходит главным образом за счет средств, собираемых муниципалитетами. В первую очередь это налог на недвижимое имущество - земельные участки, жилье, постройки коммерческого характера. Это, безусловно, большой потенциал, однако его реализация была затруднена тем, что до недавнего времени размер налога на имущество увязывался с балансовой стоимостью этих сооружений. С этого года ситуация коренным образом изменится. В Налоговый кодекс внесены поправки, согласно которым за расчетный параметр при налогообложении берется квадратура недвижимого имущества. Еще одна поправка в Налоговый кодекс касается механизма налогообложения на землю, находящуюся в частной собственности. Доход от него поступает в бюджет муниципалитетов. Раньше устанавливался единый налог независимо от площади земельного участка, теперь фискальный сбор стал дифференцированным, площадь более одного гектара облагается большим налогом.
Еще одна поправка начнет действовать с нынешнего года. Речь идет о безналичной форме оплаты муниципальных налогов и сборов. Министерством налогов создана автоматизированная налоговая информационная система муниципалитетов (BVIS). При ее подготовке разработчики провели около 500 встреч с представителями муниципалитетов. Система позволяет автоматизировать все операции, связанные с оплатой муниципальных доходов. Граждане, являющиеся муниципальными налогоплательщиками, получили возможность оплачивать налоги в электронном формате. Хочу упомянуть и еще об одной поправке в бюджетное законодательство. В нем и раньше существовало положение о выделении дотаций и субвенций органам местного самоуправления. Однако выделялись только дотации. Теперь же принята поправка, которая предусматривает также выделение субвенций.
Что это такое?
Ариф Рагимзаде: Субвенция - это выделение государством денежных средств органам местного самоуправления на определенный срок для конкретных целей. Таким образом муниципалитеты смогут представить конкретный проект или программу, и если он будет отвечать поставленным условиям, то минфин выделит необходимый на эти цели объем денежных средств. В поправке определены также условия, сроки, порядок предоставления такой помощи .
А над чем сейчас работает парламентский комитет по региональным вопросам? Какие инициативы и предложения в его планах на будущее?
Ариф Рагимзаде: Когда я говорю, что процесс совершенствования бесконечен, то имею в виду, что каждый раз возникают вопросы, которые нуждаются в обсуждении экспертного сообщества, а затем и принятии по ним конкретных решений. Скажем, такая проблема, как сокращение числа членов муниципалитетов. Люди, избираемые в муниципалитеты, должны работать в органах местного самоуправления на общественных началах. Но нельзя не согласиться и с теми, кто считает, что для этого в муниципалитетах должен быть профессиональный аппарат (председатель и его заместители), а решение всех вопросов и проблем нужно выносить на обсуждение общего собрания членов этого органа. У такого подхода есть два плюса. Первый - повышается общественная активность граждан. И второй - сегодня проведение муниципальных выборов - процесс весьма громоздкий по одной простой причине: число избираемых членов составляет более 15 тысяч. А если учесть, что на одно место, как было на прошедших в декабре муниципальных выборах, претендовало в среднем 2,5 человека, то нетрудно подсчитать, из какого огромного списка кандидатов приходилось выбирать избирателю. Когда-нибудь этот вопрос обязательно станет на повестку дня. Или другой пример. Скажем, необходимо пересмотреть процедуру, связанную с выделением муниципальных земель для сезонного использования. Сегодня, согласно законодательству, это можно осуществить только через аукционы. Но, как известно, проведение торгов затягивает процесс выделения, и, как правило, уложиться вовремя не удается. Но это даже не законопроекты, пока эти вопросы находятся на рассмотрении экспертного сообщества.
Насколько, учитывая продекларированную самостоятельность муниципальных органов, им удается быть реально независимыми от исполнительной власти?
Ариф Рагимзаде: Заявлять сегодня о полной независимости органов местного самоуправления было бы некорректно в виду наличия двух важных факторов. Что я имею в виду? Первое: несмотря на режим прекращения огня, Азербайджан фактически находится в состоянии войны с Арменией. Плюс к этому наличие в нашей стране одного миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. И второй аргумент - это нефтяной фактор. Нефть наличествует не во всех наших регионах, в результате часть из них является дотационной. Названные причины обуславливают определенную централизацию госбюджета. Поэтому отдать сегодня всю власть на местах органам самоуправления не представляется возможным. Обеспечение населения электроэнергией, газом, водой, другими коммунальными услугами - все это решается централизованно. Муниципалитеты пока не могут этим заниматься, тогда как во многих странах весь этот комплекс находится в ведении органов местного самоуправления.
Есть еще одна проблема, характерная для всех постсоветских государств. Речь идет о готовности граждан работать на благо общества. Пока это удается не везде. Есть прекрасные примеры, когда некоторые муниципалитеты так организуют свою деятельность, что им удается выполнить объем работ, значительно превышающий собственный бюджет. Нам в этом направлении предстоит еще многое сделать. Полезными для повышения активности граждан могут быть, на мой взгляд, и неправительственные организации.
Cправка "РГ"
Итоги муниципальных выборов, состоявшихся 23 декабря 2014 года
Выборы прошли на 5015 участках, из них 4887 - постоянные, 128 - временные. Всего кандидатов в члены муниципалитетов - более 37 000 человек. В голосовании приняли участие 1.876. 014 избирателей, или 38,93 % от их общего числа. Этот показатель активности на 6-7 % выше по сравнению с предыдущими выборами. В процессе голосования на 20% избирательных участков были установлены веб-камеры. Любой человек, зайдя на интернет-страницу ЦИК, мог проследить за процессом голосования. Муниципальные выборы в Азербайджане проводятся каждые пять лет. Первые такие выборы состоялись в 1999 году.