Азербайджан не стал в этом плане исключением. Муниципалитеты, как современная структура местного самоуправления, - явление для страны относительно новое. За 16 лет с момента появления закона "О статусе муниципалитетов" и первых выборов в местные органы власти, сделаны начальные, но уже достаточно уверенные шаги на пути их становления.
Но при этом, нужно подчеркнуть - местное самоуправление как институт реализации принципов народной демократии исторически присущ азербайджанской политической традиции. Сельские и городские территориальные общины издавна были важнейшим элементом управления страной. Сегодня работа муниципальных органов в Азербайджане находится под постоянным вниманием общественности и власти. Отсюда такой интерес и массовость участия кандидатов и голосующих граждан в муниципальных выборах, состоявшихся в декабре 2014 года. Качество муниципальных выборов, в плане широкого использования различных технологий общественного контроля, позволяет говорить о высоком уровне демократических процедур в Азербайджане.
Эффективное местное самоуправление, пожалуй, лучший критерий вовлеченности людей в управление государством. Двойственный характер муниципальной реформы (самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне) находит свое отражение в азербайджанской практике местного самоуправления. Если посмотреть на их управленческие функции, то в Азербайджане они выходят за рамки местных интересов и, следовательно, действуют в том числе как дополнительный инструмент государственной администрации. Более полутора тысяч муниципалитетов разбросанных в 60 с лишним районах, десятке городов, и одной автономной республике Нахчыван - весьма пестрая мозаика, отличающаяся и по климатическим условиям, и по уровню образования, традиций и специфике местной экономики. Если статус муниципалитетов, статьи пополнения бюджетов и прочее регламентированы законом, то техника управления, инициативность руководства в каждом отдельно взятом муниципалитете зависит и от конкретных человеческих качеств членов местного самоуправления и тех условий, в которых они находятся - понятно, что горный южный регион отличается от промышленных районов Баку.
Сравнительно небольшой масштаб Азербайджана диктует Баку необходимость воспринимать "муниципальные будни" в качестве ежедневного элемента государственной политики. Поэтому достижение целей и задач практики местного самоуправления, по убеждению руководства страны, прямо влияет на укрепление общественных отношений, следовательно, влияет на стабильность и эффективность государства. Об этом мы говорим в нашем сегодняшнем выпуске.