Каршеринг - от английских car (автомобиль, автосервис) и sharing (обмен) - вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой. По традиционной модели каршеринга, автомобили припаркованы на стоянках, удобных для пользователей с точки зрения логистики (внутри жилых кварталов, на основных транспортно-пересадочных узлах). Клиент, предварительно оформив все формальности с каршеринговой компанией, может забирать различные автомобили со стоянок для собственного пользования. Вернуть автомобиль водитель должен тоже на организованную стоянку. В чем основные отличия каршеринга от классической аренды автомобилей?
Во-первых, он более мобилен, т.к. стоянки находятся, как правило, в шаговой или транспортной доступности и работают 24 часа в сутки. Во-вторых, клиенты на основании договора предварительно одобрены к вождению и имеют право пользоваться любыми свободными автомобилями. В-третьих, отсутствие временного регламента: водитель может пользоваться автомобилем от нескольких минут до нескольких дней. В-четвертых, бронирование и контроль за началом и концом эксплуатации автомобиля арендатором осуществляется с помощью интернет-технологий. Наконец, страховка, бензин, мойка автомобиля включены в стоимость аренды.
Каршеринг получил массовое развитие в США, когда одновременно совпало желание американских домохозяйств сэкономить на содержании второго семейного автомобиля с усилиями властей крупных американских агломераций и городов по сокращению автомобильного трафика. Каршеринговые компании сегодня активно развиваются в Северной и Южной Америке, Европе, Австралии, Индии и Японии. Клиентами этих компаний уже являются миллионы частных лиц, а также коммерческие организации и даже государственные и муниципальные органы.
Власти различными экономическими методами поддерживают бизнес каршеринга, а также помогают с организацией парковочного пространства для каршеринг-автомобилей.
Привлекательность модели каршеринга, по мнению руководителей этих компаний, заключается в том, что она избавляет автовладельцев от лишних забот и трат. Автовладелец вне зависимости от того, пользуется он автомобилем или нет, несет серьезные постоянные затраты на содержание автомобиля. Он покупает страховые полисы ОСАГО и КАСКО, вносит транспортный налог, платит за парковку автомобиля рядом с домом и работой (особенно актуально для Москвы и Петербурга), оплачивает ТО, покупает бензин и расходные материалы и т.д. При этом, согласно различным социологическим исследованиям, около 20% водителей в мегаполисах проводят за рулем лишь 10 часов в неделю. В остальное время их транспортные средства простаивают. Нетрудно провести арифметический расчет, чтобы понять, что для многих владельцев автотранспортных средств становится более выгодным пользоваться каршеринговыми автомобилями, чем иметь обузу в виде собственного автомобиля. (По моему расчету, экономия денежных средств составила около 70%.) Также, по мнению руководителей компаний, модель каршеринга имеет большой потенциал для развития мегаполиса. По оценке независимых экспертов, один каршеринг-автомобиль заменяет до 15-20 личных автомобилей, что помогает результативно бороться с нехваткой парковочного пространства, сокращает автомобильный трафик, стимулирует водителей больше пользоваться общественным транспортом и ходить пешком, а также улучшает экологические показатели.
В нашей стране пионерами бизнеса каршеринга стали одна московская компания и одна питерская. Идея организовать бизнес каршеринга пришла к их руководителям после изучения успешного опыта в Германии и США.
Каршеринг пока не стал у нас массовым явлением - у частных операторов, которые им занимаются, счет машин идет на десятки. Серьезный барьер - поведенческие стереотипы: для значительной части населения автомобиль все еще является символом статуса и жизненного успеха. Кроме того, тарифы на каршеринг должны быть значительно ниже, чем цены на такси. Иначе эта услуга вступает в прямую конкуренцию со службами такси и, разумеется, проигрывает.
Компании, которые продвигают новую форму аренды, с энтузиазмом восприняли поддержку правительством Москвы идеи каршеринга. По их мнению, московские власти, несомненно, могли бы на деле поддержать идею организацией каршеринговых стоянок внутри московского парковочного пространства и введением специального льготного парковочного абонемента для каршеринг-автомобилей. Также могла бы помочь развитию каршеринга в столице социальная реклама, пропагандирующая достоинства и преимущества краткосрочной аренды автомобилей.
Для того чтобы разобраться, что такое каршеринг, в чем его отличие от обычной аренды автомобилей и почему в некоторых странах его приравнивают к общественному транспорту, я поехал в Санкт-Петербург, где познакомился с работой одной из первых российских каршеринговых компаний.
Мне удалось протестировать каршеринг в Санкт-Петербурге, в районе Купчино. После того, как мой заказ был принят по телефону, ко мне приехал курьер, который передал мне договор пользования сервисом (второй подписанный мною экземпляр он оставил у себя) и карту-ключ. Через страницу компании в Интернете я узнал о том, где находится ближайший ко мне каршеринг-автомобиль, до него оказалось всего 15 минут ходьбы. Им оказался новенький БМВ третьей модели с автоматической коробкой передач. С помощью карты-ключа я открыл машину. В бардачке автомобиля лежали: терминал активации каршеринг-услуги, документы на автомобиль, ключ зажигания и топливная карта (на тот случай, если закончится бензин). Я предупредил оператора о примерном времени аренды машины и после несложной процедуры активации завел автомобиль. Через несколько часов пользования автомобилем я припарковал его рядом с Московским железнодорожным вокзалом. Ключ от автомобиля я оставил в бардачке и с помощью карты-ключа закрыл машину. Через определенное время у меня с пластиковой карты снялась сумма моих расходов за краткосрочную аренду автомобиля. На вокзале я сел в поезд до Москвы и покинул Северную столицу с твердым убеждением нужности, полезности и экономичности сервиса каршеринг-услуг.