Напомню, две ключевые идеи этого закона - масштабное дерегулирование и сильное налоговое стимулирование. Предусмотрено создание государством необходимой для ведения бизнеса инфраструктуры и так далее. Создание инфраструктуры ТОР будет финансироваться за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также внебюджетных источников. Все административные и хозяйственные вопросы территорий опережающего развития будет решать специально созданная управляющая компания с широким перечнем полномочий. Она осуществляет функции многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг по системе "одного окна".
Для того чтобы закон начал работать, необходимо принять ряд подзаконных актов. Это сугубо техническая, но необходимая процедура. На нее отводится 90 дней. Через два месяца у нас в полном объеме будет вся нормативная правовая база для практической работы по созданию территорий опережающего развития.
Интерес к ТОР большой, особенно со стороны инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Ряд крупнейших японских компаний, например, Mitsubishi Corporation, Mitsui, Toyota Tsusho Corporation проявляют интерес к проектам на Дальнем Востоке.
Показателен и тот факт, что в 2014 году, еще до принятия закона, министерство подписало 19 инвестиционных меморандумов с крупнейшими иностранными компаниями. Еще один, 20-й по счету меморандум подписан в этом году. Но, на мой взгляд, лучший аргумент для тех инвесторов, которые пока размышляют, присматриваются, - запуск первой ТОР. Они должны видеть, как "бумага" работает, что меры, заложенные в законе, действуют. Первые ТОР и первые инвестпроекты, готовые к реализации на Дальнем Востоке, комиссия минвостокразвития утвердит уже в феврале.
- Один из первых проектов ТОР будет запущен в Комсомольске-на-Амуре. Там появится новое производство или будут локализованы уже имеющиеся производственные мощности?
- Действительно, такой проект сейчас прорабатывается совместно с Хабаровской краевой администрацией и с администрацией Комсомольска-на-Амуре.
У нас есть современный авиационный завод в городе, поставляющий свою высокотехнологичную продукцию на экспорт. У этого завода есть поставщики, но они разбросаны по всему миру. Идея территории опережающего развития в данном случае состоит в том, чтобы этих поставщиков локализовать в непосредственной близости к основному производству. Расчеты показывают, что при такой локализации объем производства увеличится в два раза.
- Есть мнение, что ТОР создаются для китайской рабочей силы...
- Нет, это не так. В первую очередь рабочие места на Дальнем Востоке создаются для дальневосточников. Во вторую - для граждан РФ, если на Дальнем Востоке не будет хватать тех или иных квалифицированных специалистов. Никакого "массового привлечения китайцев" правительство не планирует. В структуре нашего министерства создан специальный департамент управления человеческим капиталом и развития трудовых ресурсов, который предметно занимается подбором и привлечением на Дальний Восток необходимых специалистов. Кроме того, в законе о ТОР предусмотрено создание на Дальнем Востоке специального агентства, которое будет заниматься развитием человеческого капитала.
- В Послании Федеральному Собранию в 2014 году Владимир Путин предложил распространить режим ТОР на новые проекты в тех моногородах, где социально-экономическая ситуация наиболее сложная. Какие монопрофильные города окажутся под "опекой"?
- Такая норма в законе о ТОР есть. Она распространяется в первую очередь на самые депрессивные населенные пункты этой категории, находящиеся в так называемой красной зоне. Ответственным за ее реализацию в моногородах является минэкономразвития.
- В конце прошлого года много говорилось об особом статусе Владивостока. Идея с созданием здесь "открытого порта" получила развитие?
- Президент поручил подготовить изменения в нормативную базу, обеспечивающие создание свободного порта во Владивостоке. Эти изменения сейчас готовятся. К середине февраля мы внесем в правительство концепцию, содержащую описание режимов, действующих на территории свободного порта. Стоит уточнить, что сегодня сам термин "свободный порт" законодательно у нас никак не закреплен. Параллельно идет активная работа с предпринимательским сообществом, анализируются лучшие международные практики по созданию свободных портов в других странах. Фактически "открытый порт" во Владивостоке станет следующим уровнем развития такого института, как территория опережающего развития.
- Планируется, что уже этой весной первых посетителей примет игорная зона в Приморье. Кто выступает основным инвестором?
- В самое ближайшее время этот вопрос будет рассматриваться на специальном совещании у вице-премьера Юрия Трутнева. Планируется, что в марте-апреле этого года зона начнет работу. Пока в проекте принимают участие китайские инвесторы.
- Иностранных инвесторов также взбудоражила новость о выделении одного гектара земли дальневосточникам. Будет ли это предложение распространяться на иностранцев, желающих приехать в Россию, например, китайцев?
- Это предложение касается исключительно граждан РФ. Механизм передачи земли на иностранцев распространяться не будет. Предложение о выделении одного гектара земли на Дальнем Востоке, которое мы прорабатывали с полпредом в ДФО Юрием Трутневым, - это одна из мер стимулирования хозяйственной активности в макрорегионе. Она направлена на то, чтобы усилить тенденцию сокращения оттока и создать условия для переезда людей на Дальний Восток. В 2014 году, после начала реализация программы ускоренного и опережающего развития Дальнего Востока, темпы оттока населения снизились с 27 до 20 тыс. человек, а в некоторых регионах количество въехавших даже превысило количество выехавших. Сегодня министерство ведет активную работу по разработке и реализации целого ряда действенных мер, направленных на обеспечение демографического роста на Дальнем Востоке России. Так, совместно с экспертами из РАН, управленческими командами регионов Дальневосточного федерального округа, специалистами минтруда, минздрава и ФМС России, органов государственной власти регионов Дальнего Востока разрабатывается проект Концепции демографической политики Дальнего Востока до 2030 года. В документе будут отражены как первоочередные меры, направленные на улучшение демографической ситуации в округе, так и меры среднесрочного, долгосрочного характера. В марте мы планируем обсудить их на специальной конференции.
- Участок земли будет оформляться в аренду?
- Инструментарий пока прорабатывается. Мы исходим из того, что сейчас может вызвать интерес у граждан для принятия ими решения, касающегося получения земли. Земля раздается не просто желающим, а тем, кто хочет и готов ее эффективно использовать для ведения сельского хозяйства, для создания бизнеса, лесного, охотничьего хозяйства. 1 гектар земли рассматриваем как нижнюю планку площади. Планируем, что практическая реализация этой идеи начнется уже в этом году.