Падение цен на нефть и санкции с одной стороны обнажили наши слабости, а с другой дали импульс к серьезной, основательной работе по развитию конкурентоспособного отечественного производства. И в этом контексте роль среднего профобразования чрезвычайно велика. К сожалению, недооценка на протяжении ряда лет его значимости в сочетании с необоснованной доступностью образования высшего привели к значительным перекосам в обеспечении экономики квалифицированными рабочими кадрами. За период с 1993 года по настоящее время подготовка их в России снизилась драматично: готовили 1,75 млн человек, а сейчас только 770 тысяч, сокращение почти в 2,5 раза. В то же время число студентов вузов практически удвоилось: выросло с 2,6 млн до 5,65 млн человек.
Серьезными основаниями к снижению популярности среднего профобразования стали, во-первых, заниженная зарплата для многих рабочих, особенно в сравнении с доходами руководителей различного уровня, а во-вторых, ослабление и иногда даже разрыв связей между учебными заведениями и предприятиями реальной экономики.
После передачи с 1 января 2012 года государственных образовательных учреждений СПО с федерального уровня на уровень субъектов ситуация в некоторых регионах стала меняться в позитивном направлении. Однако во многих областях положение не улучшилось: среднее профобразование находится на обочине, его финансирование осуществляется по остаточному принципу, и нередко качество подготовки рабочих кадров вызывает негативную оценку у работодателей.
Подготовленный министерством образования и науки комплекс мер по совершенствованию системы среднего профессионального образования важный шаг на пути решения проблемы. Однако мы считаем, что в разработке таких документов должны принимать активное участие и министерство труда и социальной защиты, и бизнес-сообщество. Потому что повышение качества обучения невозможно без приведения в соответствие образовательных и профессиональных стандартов, учебных программ и требований работодателей.
В заседании нашего "круглого стола" принимали участие представители министерства труда, профсоюзов, предприниматели, ученые и эксперты. Совместно нами были выработаны следующие рекомендации министерству образования. Первое: проанализировать, достаточно ли имеется учреждений среднего профобразования. Второе: увеличить стипендиальный фонд за счет бюджетных ассигнований. Третье: возвратить на федеральный уровень некоторые из учреждений, готовящих работников по узким, нужным стране, но не всегда востребованным в регионах профессиям и специальностям. Четвертое: стимулировать работодателей к активной материальной поддержке СПО, включая предоставление бизнесу налоговых преференций. Пятое: прямо финансировать из федерального бюджета организацию учебного процесса по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим специальностям. Уверен, что подготовка по этим 50 профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями тот локомотив, который потянет за собой все остальное среднее профобразование.
Надеюсь, что в ближайшее время рекомендации будут учтены, комплекс мер по совершенствованию системы СПО доработан и профтехобразование станет более привлекательным для молодых людей.