Заказчики - сами работодатели. Это крупные заводы, концерны, научные институты, большая часть которых так или иначе связана с ВПК. Из бюджета на переподготовку инженеров было потрачено 750 млн рублей, столько же добавили работодатели. В итоге техники и инженеры получили новые знания, а вузах появились программы, которые сегодня острее всего нужны предприятиям реального сектора экономики - в области повышения и энергоэффективности и энергосбережения, развития транспортных и космических систем, медицинских технологий, наноиндустрии, перспективных видов вооружения, информационных, ядерных технологий.
К примеру, в Нижегородском государственном техническом университете открыли базовую кафедру, связанную с системами воздушно-космической обороны, создается учебный центр университета на базе одного из крупных предприятий Кирова. Университет расширил взаимодействие с другими вузами и успешно провел стажировки для Иркутского государственного технического университета, Ижевского государственного технического университета им. М.Т. Калашникова.
В Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете (ЛЭТИ) появились две новые базовые кафедры и 7 программ повышения квалификации, в МИФИ запустили 7 новых магистерских программ "двойного диплома".
По данным минобрнауки, вузами было доработано 89 процентов программ повышения квалификации. "Одно дело, когда программы рождаются в тиши кабинетов, и совсем другое, когда учитывают пожелания работодателей", - говорит проректор МИФИ Елена Весна.
Ректор ЛЭТИ Владимир Кутузов подчеркнул, что на Западе существует понятие - "период полураспада компетенций", когда выпускник технического вуза теряет более половины знаний и нужно снова учиться. Такой "период полураспада" сейчас у многих российских инженеров. Анатолий Александров, ректор Бауманки, высказался об этом так: "Технические знания- как компьютер. Его только достал из коробки, а он уже устарел, пока его доставали". Работодатели это прекрасно понимают и готовы вкладывать деньги в переобучение кадров.
В Московском государственном университете пищевых производств по Президентской программе прошли переобучение 600 слушателей, которых отправили на учебу пищевые предприятия.
- В том числе были и небольшие производители. Для них оказались особенно ценными стажировки на крупных европейских предприятиях, куда обычно доступа нет - уточнил ректор вуза Дмитрий Еделев.
По словам заместителя министра образования и науки России Александра Климова, в этой целевой программе принимала участие в основном молодежь.
- Мы использовали модель стажировок как в России, так и за границей. Причем участвовать в программе могли и государственные, и негосударственные вузы. Сейчас работаем над тем, чтобы программа была продлена еще на два года. Но я считаю, что ее надо продлевать до 2020 года и дальше, - высказал свое мнение замминистра, к слову, инженер по образованию.
Вузы подготовили для открытого банка данных 544 новые программы повышения квалификации для инженеров. Все программы основаны на современных образовательных технологиях. Это не только семинары и лекции, а деловые игры, тренинги, тестирование.