Всего в январе, несмотря на отмену почти 300 электричек, было перевезено более 64 миллионов пассажиров. Но проблема финансирования пригородного сообщения и стоимости билетов пока не снята. Также остался риск приостановки электричек через полгода, когда истечет срок подписанных соглашений между перевозчиками и регионами. Чтобы этого не произошло, правительство намерено пересмотреть подходы к формированию тарифов и налогов для пригородных пассажирских компаний (ППК).
Их общие затраты на перевозку составляют 100 миллиардов рублей. 50 миллиардов рублей отдают им пассажиры. Еще 50 миллиардов нужно искать в федеральном и региональных бюджетах. Из этой суммы 25 миллиардов рублей уже предусмотрено в федеральном бюджете на компенсацию РЖД за предоставление льготной инфраструктуры для ППК. И еще примерно 8,3 миллиарда рублей заложено бюджетами регионов на электрички, отметил замглавы минтранса Алексей Цыденов. При условии, что льготная ставка за использование путей, которая сейчас составляет 0,25 процента от тарифа, будет снижена до 0,01 процента, можно получить еще 8 миллиардов рублей из федерального бюджета. Остается найти 9 миллиардов рублей. Правительство может пойти на обнуление ставки НДС для пригородных компаний. Сейчас только стоимость проезда в электричке не облагается налогом на добавленную стоимость, а вот остальные финоперации перевозчиков не освобождены от этого налога. При обнулении НДС можно снизить убытки перевозчиков еще на 6,5 миллиарда рублей. Остается найти примерно 2,2 миллиарда, подсчитали эксперты. В РЖД считают, что уже и при этой схеме можно выйти на безубыточность перевозок. А в минтрансе уверены, что сумма убытков может составить "плюс-минус 4 миллиарда рублей", сказал Цыденов.
Не исключено, что недостачу будут покрывать из региональных бюджетов. И вряд ли это будут делать за счет увеличения стоимости проезда, отметил директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов. Это не разумно, считает он. При резком подорожании, как это произошло в Забайкальском крае, пассажиропоток будет значительно меньше. И здесь надо соблюсти баланс. Формируется тариф для пассажира сейчас просто: берутся расходы пригородной компании на эту услугу и объединяются в единый документ. Его направляют в Региональную экономическую комиссию (РЭК). Там все оценивают и сверяют с методикой минтранса по формированию цены перевозки в электричках, пояснил "РГ" начальник департамента управления бизнес-блоком "Пассажирские перевозки" РЖД Геннадий Верховых. Региональные власти при этом устанавливают свою цену на билет и должны возместить все не покрытые пассажирами расходы.
Если РЭК не согласна с представленными расчетами и регион не намерен компенсировать все выпадающие доходы, которые возникли из-за установленного властями субъекта РФ тарифа на проезд, то документация отправляется в Федеральную службу по тарифам (ФСТ). Она в данном случае выступает в качестве арбитра. Предложение Счетной палаты передать сразу вопрос регулирования проезда в электричках на уровень ФСТ имеет смысл, считают в РЖД. И не будут возражать, если примут такое решение. Однако в минтрансе против того, чтобы полностью переносить вопрос организации пригородных железнодорожных перевозок на федеральный уровень. Окончательное решение должно быть принято в ближайшее время.