Сегодня на российском страховом рынке сложилась достаточно тяжелая ситуация. Рынок в полной мере вошел в кризисную фазу еще в 2014 году. Сейчас мы наблюдаем дальнейшее развитие и усугубление этой ситуации. Причем уже сейчас понятно, что нынешний кризис будет существенно глубже, длиннее и с более ощутимыми последствиями, чем кризис 2008 - 2009 гг., из которого рынок почти полностью вышел примерно за полтора года.
По оценке агентства Fitch Ratings, андеррайтинговый результат российского страхового сектора в 2014 г. оказался отрицательным. Реальный рост рынка прекратился, снижаются темпы роста собранных премий, особенно в наиболее прибыльных сегментах, растет коэффициент убыточности. Схожие оценки и прогнозы дают и аналитики российского рейтингового агентства "Эксперт РА". Согласно их недавнему исследованию, в 2015 году стагнация на российском страховом рынке продолжится. Даже по базовому прогнозу темпы прироста взносов будут заметно ниже инфляции (5-8%), в случае реализации негативного сценария объем рынка в 2015 году не превысит значения 2014 года.
Рынок действительно находится в очень сложной ситуации. Крайне неблагоприятные тренды наблюдаются на рынке автострахования. Убыточность моторных видов - и ОСАГО, и автокаско - растет высокими темпами. В условиях неблагоприятной конъюнктуры на рынке автострахования из-за роста стоимости автозапчастей страховщики вынуждены повышать тарифы в одном из самых массовых видов страхования - автокаско. Снижение объемов кредитования приводит к уменьшению размеров банковского канала продаж - одного из главных драйверов роста страхового рынка в последние годы. Происходят серьезные изменения в ОСОПО и ОСГОП - эти сегменты сокращаются и по количеству застрахованных объектов, и по объему премии. На этом фоне не добавляют оптимизма недавние инициативы по введению "каникул" в ОСОПО. Очень надеюсь, что страховщикам удастся убедить государство в том, что это очень опасная и вредная идея.
Согласно нашим ожиданиям, в абсолютном выражении сокращения объемов сборов рынка в 2015 году не произойдет. Составляющими роста станут уже произошедшее и еще ожидаемое повышение тарифов на ОСАГО, продолжающийся рост стоимости автокаско, традиционное ежегодное подорожание ДМС и рост в сегменте страхования жизни. Но, к сожалению, увеличение объема общероссийских страховых сборов не будет означать роста рынка с точки зрения его ключевых компетенций - уровня проникновения страхования, доли страхования в ВВП или объема премии на душу населения. Другими словами, реального развития рынка страхования в России в этом году не будет.
Последствия финансовой рецессии проявляются прежде всего в падении платежеспособного спроса. Клиенты страховых компаний, как юридические лица, так и граждане, уже в прошлом году начали частично или полностью сокращать расходы на страхование, а в 2015 году секвестры бюджетов продолжаются. Мы видим повторение ситуации 2008-2009 годов. Экономия на страховании - это неправильное, но, увы, очень характерное для российских страхователей решение. В кризис финансовое положение предприятий и граждан объективно ухудшается, а принимая решение об отказе от страхования или о существенном сокращении полноты и объема страхового покрытия, граждане и предприятия фактически лишают себя финансовой защиты на случай непредвиденных неприятных ситуаций. В мировой практике все наоборот: в период экономических спадов бизнес старается максимально защитить свое финансовое состояние, поскольку заемные деньги становятся "дорогими", и в случае возникновения убытков предприятиям приходится рассчитывать главным образом на помощь страховой компании.
Успешно преодолеть нынешний кризис смогут те страховые компании, которые мобилизуют все внутренние ресурсы и чьи финансовые ресурсы могут позволить им стабильно функционировать в течение достаточно длительного неблагоприятного периода. Принципиально важным для страховщиков станет смена парадигмы работы. Многим страховым компаниям придется отказаться от гонки за объемами сборов любой ценой в пользу эффективности бизнеса. Необходимы изменения самого устройства страховых компаний таким образом, чтобы во главе угла стоял финансовый результат. Кризис преодолеют те компании, которые направят усилия на повышение качества своего портфеля, качества обслуживания клиентов, эффективности бизнес-процессов, будут более требовательны к каждому работнику.
Проблема эффективности страховщиков имеет глубокие корни. На рынке существует серьезный разрыв между целями и ожиданиями собственников страховых компаний и тем, как работает их менеджмент. Это уже привело многие компании на грань банкротства. Погоня за плановыми показателями страховых сборов, которых требуют собственники бизнеса, или то, что "продают" в качестве несбыточных стратегий собственникам компаний их наемные менеджеры или консультанты, приводило к тому, что многие компании устанавливали откровенно демпинговые тарифы, снижали требования к принимаемым на страхование рискам, платили огромные комиссионные вознаграждения посредникам. Когда темпы роста рынка были 20-30% в год, на это можно было не обращать внимание. Но в условиях, когда реальный рост рынка прекратился и рентабельность страховых операций упала в разы, все будет иначе. Только сможет ли такая компания изменить себя и свой способ поведения на рынке? Маловероятно.
Любой кризис требует от бизнеса стратегического видения и способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. Нынешний кризис должен показать возможности страховых компаний максимально мобилизовать ресурсы и повышать свою эффективность. Для одних он станет временем прорыва, для других - ухода с рынка. В каждом конкретном случае сценарий будет зависеть от решений, принимаемых руководством и владельцами страховых компаний, от выбранных ими приоритетов в развитии бизнеса. И на длинном горизонте.