Насколько эффективно в РФ расходуются средства на здравоохранение

Объем и качество медицинской помощи населению определяются экономическими возможностями государства. Именно поэтому оно уделяет все больше внимания повышению эффективности расходования средств, выделяемых на здравоохранение. Мы нередко говорим и слышим, что в здравоохранении денег не хватает, причем даже тогда, когда инвестиции в него резко возрастают. Еще острее этот вопрос возникает сейчас, в условиях оптимизации бюджета. Но любые программы в здравоохранении должны быть оценены с экономической точки зрения.

В профессиональной среде становится все очевиднее необходимость оценки технологий здравоохранения (ОТЗ). В развитых странах созданы специальные структуры (агентства, центры, институты), выполняющие эти функции. У нас в стране подобная работа институционально пока не оформлена. Но первые шаги по ее созданию на практике уже сделаны. Мы довольно жестко регулируем процесс допуска и к медицинской деятельности, и к практическому использованию лекарственных препаратов и медицинских изделий. В процессе регистрации оценивается эффективность, безопасность и качество лекарственных средств и медицинских изделий. Создан ряд стандартов и протоколов оказания медицинской помощи, готовятся клинические рекомендации. Единственное, что остается, - на их основе просчитать затраты и сравнить, какая из технологий будет более эффективной и рациональной с экономической точки зрения. Но тут мы останавливаемся.

Можно было бы предположить, что от внедрения ОТЗ удерживает необходимость затратить на это большие средства. Однако это не так. Тут, как и в случае предрегистрационной экспертизы лекарств и медизделий, основная часть расходов ложится на заявителя. Если сравнивать затраты и выгоду от применения ОТЗ, то, по данным канадских исследователей, затраты на создание центров ОТЗ и проведение экспертизы составляют 10-15% от получаемой в результате их использования экономической выгоды.

В нашей стране деятельность по ОТЗ могла бы координироваться Российской академией наук, поскольку на нее возложены экспертные функции, а выполняться институтами Федерального агентства научных организаций (ФАНО), которое отвечает за научные исследования и не является госзаказчиком медицинской помощи.

Недавно приняты новые правила формирования ограничительных перечней лекарственных средств (ЖНВЛП, ОНЛС, "7 нозологий"). Вскоре аналогичные правила будут приняты и для медицинских изделий. На наш взгляд, это вполне подходящий момент для того, чтобы использовать такой инструмент, как ОТЗ.

Конечно, в комиссию, которая рассматривает заявки на включение препаратов в перечни, представляют фармакоэкономические обоснования заявителей, однако эти материалы также нуждаются в проверке того, насколько корректно проведена эта работа. Важно, чтобы их оценка вошла в систему, кто бы этим ни занимался.

В создании национальной модели ОТЗ нам очень большим подспорьем будет международный опыт. Мы сотрудничаем со многими зарубежными организациями, которые занимаются этой проблематикой. Встречи этих организаций проходят регулярно, и на всех наши ученые присутствуют вполне равноправно, постоянно обмениваются информацией с коллегами. Это позволяет утверждать, что наше научное сообщество вполне готово к тому, чтобы выполнять задачи по оценке технологий здравоохранения. Мы не сомневаемся, что введение этой системы будет поддержано и госзаказчиками медицинских услуг в лице администраций регионов, и добросовестными компаниями-производителями, которые заинтересованы в том, чтобы соревноваться честно. Тем более что даже тех производителей, кто проиграет при сравнении их продукции с аналогичной, с рынка никто не удалит. ОТЗ - это не система запретов. Но она позволяет существенно экономить средства государства.

Позиция

Елена Данилова, менеджер по работе с государственными органами компании "АстраЗенека Россия":

- Перед организаторами здравоохранения, принимающими решения о государственных закупках лекарственных препаратов, стоит непростая задача: правильно распорядиться имеющимися бюджетными средствами и обеспечить эффективными и безопасными лекарствами необходимое количество пациентов. Одним из современных инструментов решения таких задач может стать внедрение в нашей стране независимого института оценки технологий здравоохранения (ОТЗ). Это современный способ эффективного распределения ресурсов здравоохранения, который основан на принципах научной доказательной базы, прозрачности, независимости, возможности апелляции, своевременного и регулярного обновления национальных клинических рекомендаций, поддержки внедрения инноваций.

В России клинико-экономический анализ проводится зачастую разрозненно, не для всех лекарственных препаратов и, в основном, по инициативе фармацевтических компаний. Однако среди российских организаторов здравоохранения есть понимание важности ОТЗ и использования этого механизма для принятия эффективных управленческих решений в области лекарственного обеспечения населения. Предстоит проделать огромную работу по выбору и внедрению оптимальной для России модели такой оценки, для чего необходимо создать экспертное учреждение, которое станет основным исполнителем ОТЗ.