В документе много пунктов, регламентирующих работу педагога. Но зачастую опытные преподаватели "спотыкаются" именно на том, что не знают, как использовать на уроке трехмерную графику, подключиться к системе мгновенных сообщений или создать виртуальное хранилище с учебными материалами. И здесь им на помощь приходят молодые учителя.
- Когда я пришла работать в школу, найти общий язык со старшими коллегами удалось благодаря компьютеру, с которым я была на "ты", - рассуждает Белла Иоанесян, учитель начальных классов московской средней школы N 1910. - Объясняла им, как сделать анимированную презентацию, восстановить доступ в электронную почту. В ответ коллеги делились бесценным опытом. Например, как найти общий язык с трудным подростком.
Кстати, в класс к Белле Олеговне второклашки идут с огромным удовольствием. Еще бы, они занимаются и с интерактивной доской, и с ноутбуками, и с электронными микроскопами. Уроки дети воспринимают как увлекательный "квест". Например, математика. Проектор показывает геометрические фигуры - яркие новогодние открытки: на экране их нужно разделить на группы, где углы прямые, а где нет? Дальше примеры на сложение. Решите правильно, попадете на новогодний бал. Все справились? Отлично! На экране появляется сказочный замок, звучит "Вальс цветов" Чайковского, а у ребят в это время двухминутная переменка... Потом новая порция примеров. А в конце урока каждый рисует смайлик и оценивает себя, хорошо или плохо поработал сегодня.
- Компьютером, интерактивной доской, цифровым микроскопом детей уже не удивишь, они воспринимают это как инструмент, - рассказывает Белла Иоанесян. - Но, бывает, не знают простых вещей: как напечатать заглавную букву, вставить картинку, сохранить файл.
Некоторые директора школ не скрывают: они отдают предпочтение именно молодым учителям, которые легче находят общий язык с детьми: пользуются теми же гаджетами, общаются в тех же соцсетях. Бывали случаи, когда это помогало предотвратить конфликты, которые разгорались в Интернете и могли привести к реальной трагедии.
- Коллеги активно используют ресурсы соцсетей, наполняют виртуальное пространство формирующим, положительным содержанием. Я практикую облачные технологии: создаю пакеты документов, источников для углубленного изучения, к примеру, истории холодной войны, - рассказывает Максим Давыдов, учитель истории и обществознания новосибирской гимназии N 10. - Но сенсорные доски, планшеты - это только средство. Подлинная инновация в том, чтобы ребенок сам поставил задачу и сам ее решил.
На всероссийском съезде молодых учителей педагоги предложили создать "единую образовательную социальную сеть". Предполагается, что учителя, ученики и их родители смогут общаться на этом ресурсе.
- На этом портале должна быть зарегистрирована каждая школа. Туда можно отправлять фотографии нашей жизни, новости, контакты преподавателей, - замечает Ольга Мясищева, учитель английского языка Мало-Каменской средней школы из Курской области.
У нее на уроках дети защищают проекты о Великобритании, о королях, народах и городах, иллюстрируют английские сказки. Чтобы этот интересный опыт дошел, например, до коллег из Якутии, нужен единый ресурс, доступный на всероссийском уровне. Пока же молодые педагоги создают группы в соцсетях, используют систему электронных дневников или общаются вживую на съездах и форумах. А самые продвинутые создают собственные образовательные ресурсы. Например, в конце прошлого года в Москве подвели итоги конкурса "Позитивный контент". Победителем оказалась Екатерина Гончарова, учитель информатики из лицея N 504. Ее сайт содержит море полезной информации: последние новости школы и города, интересные ссылки на музеи, образовательные курсы, программы профориентации.
Между тем
Ассоциация молодых учителей в структуре Всероссийского педагогического собрания готовит предложение в Госдуму: установить для учителей базовый социальный стандарт. Один из первых пунктов - возобновление программы льготного ипотечного кредитования для всех педагогических работников.
- Более 30 процентов молодых преподавателей уходят из школы, проработав год или два. Как их удержать? В первую очередь создать достойные условия, - считает Ирина Некрасова, учитель английского языка из деревни Мокшино Тверской области. - Например, можно компенсировать арендную плату за квартиру с перспективой передачи жилья в собственность через 25 лет. Ставки по кредитам выросли, а льготные программы есть не везде и отличаются от региона к региону. Пока зарплата учителя не позволяет выплачивать ипотеку без ущерба для семьи.