В российский прокат выходит фильм "12 месяцев. Новая сказка"

В российском кино не хватает фильмов для детей, решили продюсер Игорь Каленов и режиссер Денис Елеонский и сняли ленту "12 месяцев. Новая сказка" (в прокате с 19 февраля). Действительно, сказки, снятые в последнее время для детей и про детей российскими режиссерами, на память сразу не приходят. Видимо, из-за одноразовости продукта. Зато последние несколько лет детям приходится смотреть бесконечные серии "Гарри Поттера", "Властелина колец" и "Хроник Нарнии". Хотя российские мультфильмы появляются в прокате регулярно и даже собирают приличную кассу.

"12 месяцев. Новая сказка" - старая история на новый лад. От сказки "12 месяцев" Самуила Маршака, написанной в 1942-1943 гг. для МХАТа, на которой выросло не одно поколение советских, а потом российских детей, почти ничего не осталось. Героиня - современная двенадцатилетняя девочка Лиза, которая больше не верит в чудеса. Но ее отец сохранил эту веру и решает отправиться в сказку, хотя бы на время новогодних праздников. Он приглашает семью в чешский замок встретить Новый год не в окружении современных гаджетов, а в атмосфере легенд и преданий, которыми окутана история замка.

В замке и вправду начинают происходить чудеса: в одно прекрасное утро он оказывается в параллельной реальности, где вместо родителей и младшего брата Лизу окружают не слишком дружелюбные жители незнакомого королевства. Подданные по приказу юной принцессы участвуют в ежегодной игре: они должны найти подснежники. У них есть всего два часа. Если подснежники не будут найдены, то вместо Нового года наступит 32, 33 декабря и так далее - в королевстве научились останавливать время. Лизе ничего не остается, как отправиться на поиски первоцветов, иначе она никогда не увидит свою семью. Главные злодеи - советник (Евгений Воскресенский) и ключница (Юлия Такшина) хотят совершить переворот в королевстве и помешать Лизе найти подснежники.

Елеонский и Каленов решили, что, сделав кино для детей, совершили своего рода подвиг, а потому попросили зрителей не судить свое творение строго. И сомнения их оправданны: в ленте получилось не все. Денис Елеонский - режиссер из Санкт-Петербурга, до "12 месяцев" снимал в основном сериалы ("Партизаны", "На рубеже. Ответный удар" и другие). "Идея была в том, чтобы передать в картине атмосферу тех фильмов, на которых мы выросли сами, но только современным языком", - говорит Денис Елеонский.

Фильм населили спецэффектами: говорящими лягушками, возникающим из ниоткуда Лешим, летающими по воздуху топорами. Но только вопрос остается открытым, понравятся ли они современным детям, выросшим совершенно на других киносказках, с совсем другими бюджетами - уж слишком беспомощно выглядят спецэффекты в "12 месяцах". На небольшой бюджет и, следовательно, ограниченные возможности ссылаются и сами создатели, хотя, как говорит продюсер, "время проходит, спецэффекты устаревают, а эмоции остаются".

Слабые спецэффекты компенсируются хорошими натурными съемками: замок в фильме не рисованный, а настоящий - чешский Боузов, лес тоже настоящий, снятый под Выборгом, а метровые сугробы, по которым Лиза пробирается к 12 месяцам, снимали в Лапландии. Костюмы тоже впечатляют: часть из них шили в Петербурге, другую часть вместе с бутафорией нашли на нескольких чешских студиях, где остался большой архив реквизита, который повторно использовали на съемках "12 месяцев".

Сценарий тоже подводит: современное и сказочное плохо сочетаются друг с другом, некоторые персонажи и вовсе как будто не к месту, а мораль сказки подана слишком примитивно. Сюжет временами наводит на мысль, а может, перелицовка на современный лад и вовсе была не нужна - может, достаточно было сделать хорошую экранизацию, добавив в нее современной графики?

"У нас утеряна культура сказочного жанра, - продолжает Елеонский. - Не все актеры понимали, как играть, и потихоньку нащупывали специфику существования своих персонажей". Но с актерами Денису как раз очень повезло: злой советник в роли Воскресенского получился бесконечно обаятельным и, можно сказать, спас фильм. 12 месяцев сыграли исключительно звезды - Богдан Ступка, Андрей Леонов, Владимир Кристовский, Андрей Федорцов, Юрий Гальцев. И даже жалко, что им всем, по сути, главным героям, судя по названию фильма, отвели совсем небольшой эпизод. "Мне было приятно окунуться в сказку, - рассказывает о своих впечатлениях от съемок Евгений Воскресенский. - В прошлом году я снялся еще в одной сказке "Страна хороших деточек". Радостно, что начинают сказки снимать".

Создатели "12 месяцев" обещают продолжение. Пока среди детских российских фильмов конкурировать "12 месяцам" не с чем. Детских картин просто нет. А их должно как минимум выходить пять-шесть в год, чтобы хотя бы одну-две из них можно было похвалить. "Детское кино - это отдельная специфика, как и арт-хаусное кино, - говорит Игорь Каленов. - Нельзя поставить в кадр ребенка и сказать, что это фильм для детей". И если арт-хаусное кино мы возродили, то наше детское кино еще сильно запаздывает. И тем не менее создателям "12 месяцев" - "спасибо", что все-таки попытались вернуть детям сказку.

Кстати

5 российских фильмов для детей

1. "Книга мастеров" (2009)

Пожалуй, самый удачный детский проект последнего времени - первый фильм студии Disney, снятый в России. Бюджет сказки - $8 млн. По сюжету миру грозит опасность. В скором времени должно исполниться древнее пророчество, и заточенная в башне Каменная Княжна вырвется на свободу, чтобы обрести власть над миром. Судьбы людей оказываются в руках Ивана, которому предстоит пройти через множество испытаний. В ролях - звезды: Леонид Куравлев, Валентин Гафт, Ольга Аросева, Александр Леньков, Ирина Апексимова, Михаил Ефремов, Гоша Куценко, Артур Смольянинов.

2. "Дюймовочка" (2007)

Двухчасовое фэнтези о Дюймовочке, которая унесена из царства Эльфов злым ветром на землю. Фильм прошел практически незаметно. Действие развивается вяло, а декорации - из папье-маше. Картину даже не спас звездный состав в лице Лии Ахеджаковой, Альберта Филозова и Светланы Крючковой.

3. "Реальная сказка" (2011)

Сказочные персонажи переселились в реальный мир, а люди перестали в них верить. Василиса Премудрая стала учительницей, Леший - бомжом, Иван-дурак - вэдэвэшником, Синдбад-мореход - дальнобойщиком, Кощей - олигархом, богатыри - его охраной. И только двум героям, Олесе и Саше, под силу вернуть все на свои места. Роль Ивана-дурака досталась Сергею Безрукову.

4. "Тот еще Карлосон" (2012)

Сказка о Карлсоне на новый лад. Карлосон, герой Михаила Галустяна, прозванный в нашем мире так за сходство с Карлсоном, живет в мире Метриков и всячески отрицает свою связь с тем самым, "красивым, умным и в меру упитанным". Хотя сходство очевидно: Карлосон - тоже сладкоежка, любит пошалить и не любит появляться на глаза взрослым. Перелицовка знаменитой книги получилась слишком тусклой на фоне оригинала.

5. "Хоттабыч" (2006)

Еще одно переосмысление хрестоматийной сказки, только в современных реалиях. На что только ни идут создатели, чтобы понравиться современным зрителям, - добавляют в заученный с детства сюжет стрельбу, погони и криминал. Программиста Гену спасти от проблем может только чудо: к нему врываются бандиты, за ним следят спецслужбы и в личной жизни полное фиаско. Но к нему на помощь приходит древний джинн Хоттабыч, за которым тоже охотятся неизвестные.