Этот год начался с того, что одним театром в столице стало больше. После реконструкции открылся электротеатр Станиславский - прежде москвичи его знали как Драматический театр им. Станиславского. Построенное 100 лет назад здание изменилось до неузнаваемости. Из обветшавших помещений строители сумели организовать единое пространство, которое, к тому же, способно менять назначение. Благодаря подвижным конструкциям в фойе получилось прекрасное место для необычных выставок или декорационного склада, где зрители могут наблюдать внутреннюю жизнь театра. Непривычно выглядит и зрительный зал - сцена не возвышается перед рядами, а, наоборот, расположена внизу.
Электротеатр в июле 2013 года возглавил известный режиссер и писатель Борис Юхананов, который победил в конкурсе на лучшую концепцию развития театра. Во время преобразований здания он готовил с актерами совершенно новый репертуар. Так что москвичи в этом сезоне увидят сразу 6 премьер. Ближайшая состоится с 25 по 27 февраля. Это спектакль "Синяя птица", который продлится три вечера. "По сути, каждый акт этой феерии - законченный спектакль с множеством трюков, визуальных и звуковых эффектов, со сложнейшими сценографическими аттракционами и костюмами", - говорит режиссер-постановщик Борис Юхананов. У спектакля своя линия, отличная от пьесы Мориса Метерлинка, герои которой - двое детей, получивших возможность видеть душу вещей - часов и хлеба, огня и воды. У Юхананова драматическая сказка переплетается с личными воспоминаниями старейших актеров театра - Владимира Коренева и Алефтины Константиновой. Их путешествие за Cиней птицей проходит на фоне советской истории и судьбы Театра имени Станиславского.
В марте театралов ждет премьера спектакля "Анна в тропиках" - постановка Александра Огарева по пьесе современного американского драматурга Нило Круза. В 2003 году она получила Пулитцеровскую премию, а в 2011-м была переведена на русский язык. Премьеры в Станиславском будут идти каждый месяц.
До конца года откроются еще малая сцена электротеатра и внутренний двор с арт-кафе и уличным кинозалом. Этот театральный дворик станет настоящим подарком для всех москвичей - посреди шумной улицы Тверской появится тихое уютное место, открытое для всех желающих.
А музыкальный театр Александра Градского планируется открыть весной этого года. Градский рассказал "РГ", что этому одному из самых длинных театральных долгостроев, который длится 24 года, наступает конец, и уже идет наладка сложного сценического оборудования. Впрочем, он все-таки допускает, что строители с намеченными сроками не управятся, и тогда презентационный концерт удастся показать москвичам лишь осенью, ко Дню города, в начале сентября.
- По техническому оснащению в пересчете на зрителя нашему театру нет равных не только в России, но и в Европе, - говорит Александр Градский. - Здесь всего 500 зрительских мест, однако по количеству и качеству оборудования зал превосходит некоторые арены вместимостью до пяти тысяч зрителей. И открыть его хочется полностью готовым, чтобы зрителям было максимально удобно и они могли оценить все достоинства нового зала.
Напомню, бывший кинотеатр "Буревестник" знаменитого архитектора Ивана Жолтовского должен был открыться в качестве музыкального театра еще в начале 90-х годов, но все время этому что-нибудь мешало. В 2013-м на стройку пришла новая компания и завершила все работы за год. У здания появилась пристройка, в которой разместились гардероб, кафе, служебные и складские помещения, просторное фойе.
Примечательно, что в этом театре не будет постоянной труппы - он представляет собой, скорее, свободную площадку, где смогут реализовывать свои идеи и молодые режиссеры, и известные постановщики. Зал здесь позволяет ставить спектакли, проводить качественные музыкальные представления и фестивали. На открытии театра споют участники шоу "Голос", где Александр Градский был одним из наставников молодых исполнителей.
В новом сезоне в сентябре распахнет свои двери еще один музыкальный театр - "Геликон-опера". Его коллектив готовит для зрителей оперу Николая Римского-Корсакова "Садко". Пока же спектакли идут на Новом Арбате, куда труппа переехала еще в 2007 году.
Историческое здание театра на Большой Никитской улице снаружи уже готово, работа сейчас кипит внутри. Зрительный зал создан во внутреннем дворе старинной княжеской усадьбы и накрыт крышей. Он станет одним из самых роскошных в столице, где свое желание спеть уже выразили Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский, а им есть с чем сравнивать. Над сценой - навесной потолок, он одновременно будет формировать качественную акустику и создавать эффект звездного неба за счет подсветки. Уникальный звук помогут получить и развешанные над 500-местным залом 13 геликонов - сферических звукоотражающих элементов - плюс боковые панели.
Большой зал назовут "Стравинский" в честь известного композитора, а исторический, поменьше размером, получит имя княгини Шаховской в честь прежней владелицы усадьбы. Раньше малый зал был единственным и назывался колонным: на сцену там входили только рояль и исполнитель. Теперь зал отреставрировали, восстановив все исторические детали.
- Деревянный потолок по технике безопасности в публичном месте восстанавливать было нельзя, его, по строительным нормам, требовалось заменить, - рассказал художественный руководитель театра Дмитрий Бертман. - Но уникальное историческое место, где выступали ведущие оперные певцы начала XX века, в этом случае было навсегда утрачено. Мы потеряли бы уникальную акустику, считавшуюся лучшей в Москве. Искусство победило. Сейчас осталось лишь постелить паркет, навесить двери, вернуть родные бронзовые с хрусталем люстры, поставить кресла. Количество мест в зале сократилось с 250 до 225, чтобы зрителям стало комфортнее.
Для театра под управлением Олега Табакова тоже достраивается новое здание на улице Гиляровского. Это еще один из театральных долгостроев города длиной в 10 лет. Главной "фишкой" новой Табакерки будет сцена-трансформер - оборудование для нее поставляет компания, которая занималась оснащением Большого театра. Достаточно нажать одну кнопку - и первые четыре ряда амфитеатра уедут в подвал, а большой зрительный зал в считаные секунды превратится в камерный. Заглянуть в фойе театра сможет любой прохожий с улицы, от которой его будет отделять лишь стеклянная стена. Кардинальных перемен в репертуаре не планируется, хотя новая сцена подарит массу новых возможностей. Но примериваться к ней будут после открытия.
Наконец, Московский еврейский театр "Шалом" на Варшавском шоссе предстанет перед зрителем после капитального ремонта осенью. Там также будет сцена-трансформер, а фойе превратится в интеллектуальное кафе с ярким еврейским колоритом и разнообразной культурной программой - место подойдет для концертов, творческих вечеров, актерских посиделок и литературных чтений. Изменится и весь формат, а также название - теперь это будет театральный центр, где можно провести мастер-классы, фестивали и т.д. Главной премьерой обещают сделать мюзикл "Адам и Ева" по пьесе Феликса Канделя. В постановке зрителю расскажут о вечных темах: первой страсти и первой измене, первом убийстве и первой размолвке между первыми в мире влюбленными. Пока же "Шалом" квартирует в Центре драматургии и режиссуры у метро "Сокол".
Кстати
Цены на билеты в открывающихся после реконструкции или строительства театрах останутся прежними, а если и вырастут, то незначительно. Окончательно это будет решаться перед открытием. Основные затраты на реконструкцию несет город, но иногда удается привлечь инвесторов. Например, на реконструкцию электротеатра Станиславский средства пожертвовали меценаты.