Абонентская база платного ТВ в России увеличилась

Объем рынка платного телевидения в 2014 году вырос на 6,1 процента и составил 57 миллиардов рублей. По данным отчёта "ТМТ Консалтинг", доходы его участников составят до 59,4 миллиарда рублей.

Абонентская база операторов увеличилась за прошлый год на 8,3 процента до 37,8 миллиона домохозяйств, а проникновение платного ТВ составило 68 процентов. Для сравнения, по данным J son & Partners Consulting , в США абонентская база платного телевидения составляет 100 миллионов домохозяйств при проникновении услуги на уровне 84 процентов, в Польше аналогичный показатель достиг отметки в 11,4 миллиона, а проникновение составляет 73 процента.

По оценкам J son & Partners Consulting, рост абонентской базы платного телевидения в России продолжится, и к 2018 году количество абонентов увеличится до 45,3 миллиона домохозяйств, а проникновение услуги платного телевидения достигнет 83 процентов.

Крупнейшими игроками на российском рынке в 2014 году оказались "Триколор ТВ" с абонентской базой в 10,9 миллиона домохозяйств (рост по сравнению с 2013 годом - 8 процентов), "Ростелеком" с базой в 7,9 миллиона домохозяйств и ростом в 4 процента и МТС, чьими услугами пользуются 2,8 миллиона домохозяйств. Более половины абонентской базы генерируется Приволжским и Центральным федеральными округами. По количеству абонентов платного телевидения лидирует Центральный федеральный округ - 35 процентов от рынка России в целом.

По итогам года 20 бесплатных эфирных телеканалов двух мультиплексов были доступны уже 89 процентам населения. К концу 2015 года 10 каналов первого мультиплекса смогут принимать 97 процентов населения. Из-за этого эксперты ожидают снижения роста абонентской базы спутникового ТВ, которому раньше не было альтернативы в удаленной местности. Но, несмотря на распространение цифрового эфирного и других видов вещания, а также возможное сокращение контента на платных телеканалах, эксперты все же ожидают роста рынка платного ТВ. По прогнозам "ТМТ Консалтинг", объем рынка платного телевидения вырастет в 2015 году на 4,2 процента - до 59,4 миллиарда рублей, а число абонентов увеличится на 3,8 процента и составит 39,2 миллиона. Проникновение услуги превысит 70 процентов.

Пока самым крупным сегментом рынка остаётся кабельное телевидение (16,3 миллиарда рублей), на втором месте располагается спутниковое телевидение (10,6 миллиарда рублей), на третьем месте - сегмент IPTV (5 миллиардов рублей). Но именно последний сегмент, по мнению представителей отрасли, является наиболее перспективным. IPTV - это один из сегментов кабельного телевидения, использующий несколько иные принципы предоставления услуг и отличающийся тем, что это телевидение по своей сути изначально является интерактивным.

"Принципиально и Интернет, и телевидение в этой технологии использует одну среду - сеть передачи данных. Естественно, технология, помимо обычного телевидения, привносит пользователю интерактивность, доступ в Интернет и телефонию. Три в одном. Однако имеет ряд серьезных ограничений, связанных прежде всего с необходимостью передачи всем абонентам сети высокоскоростных медийных потоков, - объяснил эксперт компании "Акадо" Денис Рычка. - Исходя из современных требований качественного оказания услуг, гарантированная скорость доступа для одного абонента сейчас должна превышать 60 Мбит/с, но, к сожалению, не всякая современная сеть может уверенно обеспечить такой трафик. Поэтому оператор, осознанно понимая, что существует необходимость использовать технологию именно IPTV, может создать либо сеть "с нуля", либо перестраивать уже существующую, а именно: заменить ее основные элементы, узловое и распределительное оборудование. В обоих случаях это влечет за собой существенные материальные затраты, которые по силам не каждой компании". Но технология живет и развивается, ее используют ряд ведущих операторов. Лидерами на рынке IPTV являются операторы "Ростелеком", "ВымпелКом" и МТС. Стремительному росту IPTV в свою очередь способствовало развитие услуги щирокополосного доступа (ШПД).

Еще один фактор, влияющий на развитие IPTV, кабельного и интерактивного телевидения, широкополосного доступа в Интернет - Smart TV. С 2012 года все ведущие производители телевизионных приемников предлагают на рынке все новые модели телевизоров с технологией Smart TV.

По данным экспертов "Стрим", сегодня в России примерно в 7 миллионах телевизоров подключена функция Smart TV. И это дает около 24 миллионов человек, которые смотрят на Smart TV фильмы из каталогов онлайн-кинотеатров. Уже сложно купить новый телевизор без функции Smart TV. Нижняя граница ценового диапазона моделей с поддержкой Smart постоянно снижается. Единственная проблема заключается пока в том, что еще не все владельцы активируют и используют Smart TV. Через 5 - 7 лет такой вопрос не будет актуальным.

Аналитики считают, что в перспективе рост рынка платного ТВ в России будет обусловлен постепенным перетоком абонентов из социального малоканального телевидения в сегменты кабельного цифрового ТВ и IPTV. Этому способствует политика операторов: в борьбе за удержание абонентов они продолжат предлагать всё больше дополнительных сервисов, например таких, как видео по запросу. Сохранится тенденция развития контента операторов в ожидании перехода на цифровое вещание. "Рынок цифрового платного телевидения будет расти в разрезе всех существующих технологий, а наращивание линейки каналов у операторов будет происходить за счет HD-пакетов и премиального контента, - прогнозируют аналитики J son & Partners Consulting. - Также из-за того, что просмотр видео через Интернет будет пользоваться все более высоким спросом среди населения, ожидается усиление конкуренции со стороны нелинейного ТВ, благодаря росту проникновения услуги ШПД".