Лучше делать, чем смотреть
Для специалиста, который имеет дело со сложной техникой, практика зачастую становится важнее теории - это подтвердит любой опытный рабочий, бригадир или мастер на промышленном предприятии. Например, чтобы стать квалифицированным электриком, после выпуска нужно отработать по этой специальности не менее двух-трех лет - даже при условии, что со знанием теории у молодого рабочего все в порядке. Во время практической работы усваивается до 90 процентов информации, тогда как при чтении текста, просмотре изображений или видеороликов - лишь 30 процентов, отмечает преподаватель Промышленно-технологического колледжа Санкт-Петербурга Игорь Волченко. Именно практики больше всего не хватает выпускникам учреждений среднего профессионального образования. Зачастую бывает, что на заводах их приходится всему учить заново.
Представители вузов и ссузов говорят, что в современной России пройти полноценную производственную практику гораздо сложнее, чем во времена СССР. Еще четверть века назад предприятия обязаны были принимать молодежь и учить ее, между учебными заведениями и заводами были прочные связи, которые поддерживались где добровольно, а где "волевыми решениями". Сегодня же в "оптимизированных" коллективах промышленных предприятий опытные рабочие не имеют для этого ни времени, ни сил, ни стимула. А владельцы компаний зачастую просто не думают о том, кто будет работать у них через 5-10 лет.
- Еще лет пять назад мне приходилось слышать от представителей рыбопромышленного бизнеса: "Да зачем нам ваши студенты? У нас с кадрами никаких проблем нет, к нам куча людей мечтает на работу устроиться!" - рассказал начальник отдела практики и трудоустройства Мурманского государственного технического университета Сергей Клименченко. - И получили закономерный итог: старые работники увольнялись или уходили на пенсию, а замены им не находилось. И рыбопромышленники сами стали к нам приходить и буквально упрашивать, чтобы мы направили к ним на практику хоть кого-нибудь. Без продуманной кадровой политики предприятие не может даже просто выжить, не говоря уже о каком-то развитии.
Ближе к производству
По мнению экспертов, сегодня приходится заново налаживать взаимодействие между промышленностью и образованием.
- Необходимы учебные участки непосредственно на производстве, - отмечает директор Мурманского индустриального колледжа Григорий Шатило. - У нас уже есть такой проект. На судоремонтном заводе "Нерпа" созданы такие участки. На предприятии "Рейнертсен" тоже есть семь учебных постов по сварке, оснащенных всем необходимым оборудованием, хотя это небольшая компания. Там, как говорится, доводят ребят до кондиции - дообучают, аттестовывают. Как правило, в накладе предприятия не остаются. А без таких участков ничего не выйдет. Кстати, уже подошло время готовить специалистов для Мурманского транспортного узла. Там будут целые металлообрабатывающие цеха для судоремонтного производства.
- Важно, чтобы ребят, которые учатся в колледжах, включали в действующие бригады, - подчеркивает заместитель главного инженера 35-го судоремонтного завода в Мурманске Сергей Трещалин. - Я сам из Северодвинска, в Мурманске работаю третий год. В Северодвинске действовал даже своеобразный "студзавод". Уже со второго курса студенты могли проходить там производственную практику, попасть в бригады сборщиков, сварщиков, судокорпусников. С утра студенты получали теорию, а затем уже могли применять полученные знания на производстве.
Есть и альтернативное предложение. Во всем мире активно внедряются станки с числовым программным управлением (ЧПУ). В очень многих технических училищах и колледжах молодежь учат работать именно на этих станках. Но далеко не все судоремонтные предприятия имеют возможность закупать такие станки, поскольку стоят они очень дорого. Более того, пока производственный процесс в судоремонте "заточен" под старые станки. Чтобы перестроиться на новое оборудование, понадобится немало времени, усилий и средств. Поэтому в качестве временного выхода производственники предложили создать на базе Мурманского индустриального колледжа мощный производственный центр, оснастить его всем необходимым современным оборудованием. Этот шаг позволил бы достичь сразу нескольких целей. Во-первых, изготовлять нужные детали на современном оборудовании по заказу судоремонтных заводов. Во-вторых, позволил бы студентам почувствовать себя в условиях настоящего производства, хоть и не на заводе. Многие считают, что учебные участки на производстве вполне можно сочетать с созданием таких производственных центров в учебных заведениях.
Виртуальный станок
Еще одна мера, помогающая сразу же закреплять на практике полученные знания, - это работа на тренажерах. Речь идет о компьютерных программах - "симуляторах" реальных станков, например токарных и фрезерных. Конечно, во время учебы на этих тренажерах нельзя полностью выполнять некоторые действия, которых требует работа на настоящем производстве. Но тем не менее ученики могут получить почти полное представление о работе станка. Программа позволяет производить большинство операций - например, установить на станке заготовку и необходимый инструмент и "выточить" виртуальную деталь.
После работы эту деталь можно измерить, чтобы выяснить, качественно ли трудился "оператор станка" и добился ли нужных параметров. Еще одно преимущество "виртуальных" станков в том, что на них не бывает производственных травм, а затраты на их внедрение гораздо меньше.
- У меня на тренажерах обучающиеся за один день "портят" по 20 деталей, но мы при этом не несем никаких затрат - ни на изношенные инструменты, ни на испорченный металл, - подчеркнул Игорь Волченко. - Прежде чем допускать студентов работать на реальных станках, им лучше организовать тренажерную подготовку.
Кстати, примерно 20 процентов выпускников колледжа устанавливают этот тренажер на домашних компьютерах и занимаются дополнительно в свободное время. Это хороший способ улучшить свои навыки перед реальной производственной практикой. На тренажере интереснее работать, чем просто читать учебники. Однако занятия на симуляторах обязательно надо закреплять работой на реальном оборудовании.