Как рассказали в компании "Флорист.ру", в 2014 году в эти дни по сравнению с аналогичным периодом 2013 года наблюдалось заметное повышение цен на цветы в связи с увеличением курса доллара и евро на 18 и 20 процентов соответственно. Сегодня, если сравнить курс валют с курсом 2014 года, этот показатель возрастет до 60 - 90 процентов. Кроме того, на стоимость букета оказывает влияние высокий спрос на цветочных аукционах в предпраздничный период. Цветы - товар скоропортящийся. Поэтому, чтобы к празднику они были свежими, их необходимо привезти накануне.
Отметим, что основной, самый известный аукцион цветов находится в Голландии. Именно туда со всех точек мира привозят товар и распределяют по другим странам. Иногда закупочная цена цветка на аукционе в предпраздничный период может быть увеличена в два-три раза.
Несмотря на явный рост стоимости закупки в 2015 году, российские компании по продаже и доставке цветов стараются сдерживать рост цен для покупателя. Проблема в том, что если у средних и крупных фирм есть некий запас прочности, то небольшие цветочные павильоны вряд ли смогут позволить себе работать долгое время в ноль или в убыток.
Чтобы привлечь клиентов, компании разрабатывают различные акции. Например, делают экономбукеты для корпоративных клиентов. Если фирма заказывает цветы для сотрудниц, приличный букет, который доставят в офис к назначенному времени, будет стоить 500 - 600 рублей.
Как отмечают специалисты в сфере интернет-доставки цветов, средний чек, несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, у них не упал, а увеличился. Этот вывод можно сделать уже сейчас, ведь многие люди заказывают и оплачивают букеты на праздники заблаговременно.
- Ситуация с долларом нестабильна. И чем раньше клиент делает заказ, тем больше у него возможности сэкономить. К примеру, если сегодня сделать заказ на 8 Марта, то букет обойдется в заявленную на сегодняшний день цену. К празднику расценки однозначно изменятся. Я, например, своей маме уже заказала букетик, - призналась Талия Ахметова, руководитель пресс-службы флористической компании.
А вот владельцы розничных цветочных салонов не разделяют позитива, отмечая, что хоть клиенты и продолжают покупать и заказывать букеты в прежнем количестве, средний их чек уменьшился существенно, в полтора-два раза. При этом большим спросом стали пользоваться не экзотические цветы, как в прошлом году, а наоборот, традиционные и более простые: хризантемы, тюльпаны, розы. Если раньше заказчики предпочитали дизайнерские букеты, то сейчас идет значительный перевес в сторону классики. Тем не менее, в цветочных павильонах Ростова-на-Дону по-прежнему буйство цветов и красок. Но на смену импортному товару постепенно приходит отечественный.
- Сейчас краснодарская роза стоит 100 - 120 рублей за штуку. Импортная - 170 - 200. Отличаются они разве что длиной ножки. Чем длиннее - тем дороже. Простоят одинаково долго и те и другие, - объясняет продавец Наталья Павлова.
Впрочем, у цветов, выращенных на родине, порой страдает качество. Говорят, виной всему климатические условия, в которых все труднее достигать совершенства. По мнению экспертов цветочного бизнеса, важнейшим показателем российского рынка в этом году стало уменьшение доли закупки цветов. Помимо того что ситуация в стране повлияла на ценовую политику, она также отразилась и на количестве ввозимого товара.
Крупные компании, занимающиеся оптовой закупкой цветов в Голландии, Кении, Эквадоре, Израиле и поставляющие товар российским цветочным салонам, всегда предлагали большой выбор. Сегодня же они просят партнеров сделать заказ на поставку заблаговременно, почти за полтора месяца, и практически не привозят лишних цветов для свободной продажи. Таким образом оптовые поставщики хотят уберечь себя от риска.
В одной из крупных российских компаний, филиалы которой работают на удаленную доставку по всему миру, заказали на 80 процентов цветов больше, чем в прошлом году. Кризис ей пошел даже в плюс. Ведь спрос остался прежним, а предложений стало меньше из-за того, что индивидуальным предпринимателям стало невыгодно продолжать свой мелкий бизнес.
Несмотря на экономическую ситуацию, потребительскую активность и риски, крупные цветочные компании и службы доставки цветов продолжают делать ставки на "высокий сезон" (период февраль - март) и постараются отработать его в привычном режиме. Уже сегодня на ближайшие праздники поступило большое количество заказов.
Эксперты прогнозируют: рост спроса к 8 Марта относительно обычных непраздничных дней вырастет примерно в 8 - 10 раз. Также необходимо учитывать, что постоянно развивается рынок электронной торговли, причем наиболее динамично - в городах-миллионниках. Этот сегмент рынка вряд ли пострадает.